"Метрополитен является основным видом
передвижения в таком большом и современном городе как Москва. Развитая сеть
линий и станций метрополитена позволяет жителям столицы быстро добраться
до каждого уголка нашей столицы. Среди всех пассажиров московского
метрополитена есть группа людей, для которых передвижение в метро становится
частью их жизни, связанной с повышенной степенью опасности и тревожности. Это
тотально слепые - незрячие люди.
В сегодняшнем
современном обществе незрячие люди стремятся быть вовлеченным в жизнь столицы,
чувствовать себя полноценными гражданами - они поступают в Вузы, работают,
учатся… Московская
школа интернат для слепых и слабовидящих детей №1 (м. Алексеевская) является единственным
учреждением в Москве, где могут и обучаются незрячие дети. Каждое
утро десятки незрячих детей со всех уголков Москвы спешат в школу, спускаются в
метро…
В этом
году мой незрячий малыш пошёл в первый класс, наше передвижение в московском
метрополитене стало регулярным и очень активным. Я часто думаю о будущем своего
ребёнка и всё чаще задаю себе вопрос- сможет ли мой ребёнок,
подрастая, самостоятельно пользоваться метро?... Как незрячие люди чувствуют
себя в московском метрополитене?.. Является ли их поездки комфортными и
безопасными? Действительно ли московский метрополитен «обеспечивает безопасную
и комфортную перевозку пассажиров всех категорий, в том числе отвечающую
требованиям по обеспечению доступа инвалидов и иных маломобильных граждан»?….(Правила
пользования Московским Метрополитеном; утв. Постановлением Правительства Москвы
№ 844-ПП от 16 сентября 2008 г.;1. Общие положения, пункт 1.4.)
Сегодня я
и другие родители не могут ответить утвердительно на эти
вопросы…."
Это слова
из презентации, которую я готовила 10 лет назад. Помнится в то время, в газете «Метро» была рубрика-
«Вопрос-Ответ» и руководитель Московского Метрополитена Д.В.Гаев отвечал на
вопросы горожан в форме видео-связи. Мое обращение было зачитано в одном из
таких включений, правда другим человеком (редакторы попросили разрешения, чтобы
мой вопрос озвучил другой человек). Вот, кстати, и эта запись «Создание
в метро безбарьерной среды для людей с ограничениями здоровья».
Тогда, в 2009 году мне удалось встретиться Дмитрием
Владимировичем - представить
презентацию, обсудить проблемы и пути их решения. Было отрадно, что меня,
простую маму (тогда я не была еще ни председателем Совета Родителей крупнейшей
школы для слепых детей, ни со-учредителем Российского общественного движения
"Родители слепых детей") пригласил на встречу высокий чиновник –выслушал
предложения и постарался часть из них воплотить в жизнь.
Так на стеклянных
дверях переходов появились жёлтые круги. Многие, наверное, до сих пор не
понимают-зачем? Стеклянные двери на переходах станций метро и на выходе из метро
из-за сквозняка распахиваются с такой силой, что представляют реальную опасность
для всех людей, а если представить, что такая дверь летит навстречу человеку,
который ее не видит, становится жутко…Я предложила снимать крайние двери, или
хотя бы оставлять их всегда открытыми, но, по словам Д.В.Гаева, это связано с
рядом технических сложностей- поэтому как одно из возможных решений, было рассмотрено
размещение желтого круга. Желтый круг ассоциируется с доступной средой для слабовидящих
и по идее, должен был сигнализировать грамотным гражданам о необходимости быть еще
более внимательными. Со своей стороны мы стали учить детей проходить через правые
крайние двери.
Появилась
служба Мобильности пассажиров, которая сделала передвижение незрячих горожан в
метро еще более удобной.
При
реконструкции станций и переходов все чаще укладываются направляющие и
предупреждающие полосы (особенно в вестибюлях и переходах).
Новые
вагоны метро шире старых аналогов и тем самым снижается риск падения слепого
человека между вагоном и платформой, также новые составы снабжены звуковым
оповещением о закрывании дверей.
Однако, несмотря
на положительные изменения, львиная часть проблем осталась. Самая серьезная из
них это отсутствие шутц-линий около края платформы.
Во многих
вестибюлях метро тактильные направляющие
заставляются банкоматами и киосками и
часто сами работники метрополитена не знают, что это за линии на полу? А шибко нежные
и недалекие горожане сетуют, что «борозды»
ломают их каблуки… Думается, что как раз мнением выше обозначенных горожан и
является одной из самых главных проблем… понимание и уважение жизненных потребностей
слепых людей.
Тут могла бы помочь мощная социальная реклама, наподобие
австрийского метро, но что-то подсказывает мне, что никому, кроме незрячих
людей и их родственников, до этого нет никакого дела…
Пугают
меня и некоторые новые станции метро – просторные, без колон, с глянцевым
полом, по которому ходить страшно… никто же не задумывается, что те же колоны, скамейки
– это часть доступной среды, которые помогают сориентироваться незрячему
(колонны мы считаем, используем эхолокацию и пр.).
Ну и с рельефными картами метро, по которым наши дети начинают знакомиться с расположением линий метрополитена, с новыми станциями катастрофически не хватает, если точнее- их просто нет...
Вообщем,
нет предела совершенству и достигать этого совершенства Москве, как столице,
надо. Поэтому и презентация "ДОСТУПНОЕ МЕТРО", подготовленная ровно 9 лет назад (9.11.2009!!!) всё-также актуальна и может быть принята в работу
#доступнаясреда #метро