суббота, 3 ноября 2018 г.

 ДОСТУПНОЕ МЕТРО
"Метрополитен является основным видом передвижения в таком большом и современном городе как Москва. Развитая сеть линий и станций метрополитена позволяет жителям столицы быстро  добраться до каждого уголка нашей столицы. Среди всех пассажиров московского метрополитена есть группа людей, для которых передвижение в метро становится частью их жизни, связанной с повышенной степенью опасности и тревожности. Это тотально слепые - незрячие люди.

В сегодняшнем современном обществе незрячие люди стремятся быть вовлеченным в жизнь столицы, чувствовать себя полноценными гражданами - они поступают в Вузы, работают, учатся… Московская школа интернат для слепых и слабовидящих детей №1 (м. Алексеевская) является единственным учреждением в Москве, где могут и обучаются незрячие дети.  Каждое утро десятки незрячих детей со всех уголков Москвы спешат в школу, спускаются в метро…
В этом году мой незрячий малыш пошёл в первый класс, наше передвижение в московском метрополитене стало регулярным и очень активным. Я часто думаю о будущем своего ребёнка и  всё чаще задаю себе вопрос- сможет ли мой ребёнок, подрастая, самостоятельно пользоваться метро?... Как незрячие люди чувствуют себя в московском метрополитене?.. Является ли их поездки комфортными и безопасными? Действительно ли московский метрополитен «обеспечивает безопасную и комфортную перевозку пассажиров всех категорий, в том числе отвечающую требованиям по обеспечению доступа инвалидов и иных маломобильных граждан»?….(Правила пользования Московским Метрополитеном; утв. Постановлением Правительства Москвы № 844-ПП от 16 сентября 2008 г.;1. Общие положения, пункт 1.4.)
Сегодня я и другие родители  не могут ответить утвердительно на  эти вопросы…."

Это слова из презентации, которую я готовила 10 лет назад. Помнится в то время, в газете «Метро» была рубрика- «Вопрос-Ответ» и руководитель Московского Метрополитена Д.В.Гаев отвечал на вопросы горожан в форме видео-связи. Мое обращение было зачитано в одном из таких включений, правда другим человеком (редакторы попросили разрешения, чтобы мой вопрос озвучил другой человек). Вот, кстати, и эта запись «Создание в метро безбарьерной среды для людей с ограничениями здоровья»

Тогда, в  2009 году мне удалось встретиться Дмитрием Владимировичем -  представить  презентацию, обсудить проблемы и пути их решения. Было отрадно, что меня, простую маму (тогда я не была еще ни председателем Совета Родителей крупнейшей школы для слепых детей, ни со-учредителем Российского общественного движения "Родители слепых детей") пригласил на встречу высокий чиновник –выслушал предложения и постарался часть из них воплотить в жизнь.
Так на стеклянных дверях переходов появились жёлтые круги. Многие, наверное, до сих пор не понимают-зачем? Стеклянные двери на переходах станций метро и на выходе из метро из-за сквозняка распахиваются с такой силой, что представляют реальную опасность для всех людей, а если представить, что такая дверь летит навстречу человеку, который ее не видит, становится жутко…Я предложила снимать крайние двери, или хотя бы оставлять их всегда открытыми, но, по словам Д.В.Гаева, это связано с рядом технических сложностей- поэтому как одно из возможных решений, было рассмотрено размещение желтого круга. Желтый круг ассоциируется с доступной средой для слабовидящих и по идее, должен был сигнализировать грамотным гражданам о необходимости быть еще более внимательными. Со своей стороны мы стали учить детей проходить через правые крайние двери.
Появилась служба Мобильности пассажиров, которая сделала передвижение незрячих горожан в метро еще более удобной.
При реконструкции станций и переходов все чаще укладываются направляющие и предупреждающие полосы (особенно в вестибюлях и переходах).
Новые вагоны метро шире старых аналогов и тем самым снижается риск падения слепого человека между вагоном и платформой, также новые составы снабжены звуковым оповещением о закрывании дверей.   

Однако, несмотря на положительные изменения, львиная часть проблем осталась. Самая серьезная из них это отсутствие шутц-линий около края платформы.

Во многих вестибюлях  метро тактильные направляющие заставляются банкоматами и  киосками и часто сами работники метрополитена не знают, что это за линии на полу? А шибко нежные и  недалекие горожане сетуют, что «борозды» ломают их каблуки… Думается, что как раз мнением выше обозначенных горожан и является одной из самых главных проблем… понимание и уважение жизненных потребностей слепых людей. 

Тут могла бы помочь мощная социальная реклама, наподобие


 австрийского метро, но что-то подсказывает мне, что никому, кроме незрячих людей и их родственников, до этого нет никакого дела…

Пугают меня и некоторые новые станции метро – просторные, без колон, с глянцевым полом, по которому ходить страшно… никто же не задумывается, что те же колоны, скамейки – это часть доступной среды, которые помогают сориентироваться незрячему (колонны мы считаем, используем эхолокацию и пр.).

Ну и с рельефными картами метро, по которым наши дети начинают знакомиться с расположением линий метрополитена, с новыми станциями катастрофически не хватает, если точнее- их просто нет...

Вообщем, нет предела совершенству и достигать этого совершенства Москве, как столице, надо. Поэтому и презентация "ДОСТУПНОЕ МЕТРО", подготовленная ровно 9 лет назад  (9.11.2009!!!) всё-также актуальна и может быть принята в работу 


#доступнаясреда #метро 

четверг, 1 ноября 2018 г.

КОГДА ДАВАТЬ РЕБЁНКУ ТРОСТЬ?

Этот вопрос возникает у многих родителей слепых детей. Ведь белая трость-это способ познания мира, шаг к самостоятельности незрячего малыша.

Информация статьи Когда давать ребенку трость? будет для многих родителей настоящим открытием, так как отечественный подход
использованию белой трости незрячими детьми отличается от международного подхода.

25/05/2019
Помогать ребенку осваивать пространство могут также вот такие приспособления:

 Подробнее по теме


#мобильность #трость

вторник, 30 октября 2018 г.

ТЕЛЕФОН ДЛЯ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА...

Очень актуальная тема среди родителей незрячих детей. Мы поднимали ее несколько раз в группе общения РОД "Родители слепых детей" и как итог-опрос родителей, итог анкетирования и две авторские статьи "20 советов по использованию Iphone" ,  

"Подбор телефона по параметрам" 

"Телефон для незрячего ребенка"


#телефон

суббота, 12 мая 2018 г.

КОТОРЫЙ ЧАС?

Для многих из нас часы являются модным аксессуаром и мы порой даже не задумываемся, как многому они могут научить незрячего ребёнка и как полезны могут быть для уже взрослого незрячего человека. 
Читайте авторскую статью "Который час?" 


#обучение #детскийсад #рекомендации #время 

вторник, 17 апреля 2018 г.

КАК НАУЧИТЬ РАСПИСЫВАТЬСЯ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЁНКА и для чего это нужно?
У каждого из нас есть роспись - уникальная и часто не повторимая. Мы ставим свою подпись в паспорте, скрепляем подписью важные документы. А как расписываются люди, которые не видят и нужна ли им роспись? Ведь пишут незрячие люди рельефно-точечным шрифтом- по Брайлю...
 
С какого возраста возникает необходимость поставить свою подпись? Как научить слепого ребёнка расписываться? Что может в этом помочь- какие приспособления? Читайте в авторской статье "Как научиться расписываться незрячего ребёнка"

#обучение #роспись #государство #закон #льготы #подпись 

суббота, 7 апреля 2018 г.

Шелковистый Пластилин
Для изготовления пластилина  понадобится: 
  • Простая чашка, не очень глубокая. Которую вам не жалко.
  • Два стакана кукурузной муки/кукурузного крахмала
  • Кондиционер для волос
  • В качестве разнообразия, можно добавить блестки. (В конце)
Процесс изготовления:
  1. Смешиваем кукурузную муку с кондиционером. Мешать нужно достаточно тщательно и долго. От минуты и больше.
  2. Кондиционер добавлять «на глаз», и в процессе смешивания, добавлять по необходимости.
  3. Если вы хотите получить разноцветный пластилин, добавляйте пищевые красители. 
  4. После того когда мы всё это перемешали, должно получиться шелковистое, хорошо тянущиеся и не липкое «тесто».
Наш пластилин готов! Можно смело давать детям для игр.
Пластилин, несомненно, очень полезен для наших незрячих детей-укрепление рук от самого начала до создания шедевров пластилиновой живописи. И вот я решила попробовать слайм… слайм мягкий, разминать его проще и работать тоже самое то для слабых рук… взяла рецепт, сделала…Но, как я и ожидала, особо он не привлек детей… Почему опасения мои оправдались? Слайм для рук, у незрячих детей особая чувствительность-как мы глазами рассматриваем предметы, так и руки-рассматривают, воспринимают, чувствуют даже на несознательном уровне и выбирают что нравится и что нет. Отсюда понятие «тактильная брезгливость», нежелание прикасаться к разным материалам. Мы работаем и над этим-учим детей рассматривать и знакомим с разными материалами и текстурами, но не настаиваем-личные предпочтения и наоборот -это право каждого человека. Ну, например, многие из нас видеть не могут лягушек, мышей , насекомых-закрывают глаза, убегают; или скрип пенопласта… я даже думать о нем не могу😖 . Так же и руки… Возвращаясь к слайму-он вязкий, холодный, мокрый, неопределенной формы… поэтому может и не нравится незрячим детям (чем тверже объект, тем легче мозгу идентифицировать=понять его). 
#обучение #детскийсад #рекомендации #занятиядома#слайм#пластилин#моторика

пятница, 22 декабря 2017 г.

БЕЗОПАСНОСТЬ СЛЕПЫХ, СЕНБЕРНАРЫ И МИЯКЭ СЭЙИТИ: ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ТАКТИЛЬНЫХ ТРОТУАРНЫХ ПЛИТОК

Знаете ли вы, что тактильные плитки, которые помогают слепым и людям с ограниченным зрением ориентироваться, изобретены в Японии?

Миякэ Сэйити родился в 1926 году в г. Курасики преф. Окаяма, он был старшим сыном бакалейщика. После войны он переехал в г. Окаяма и работал в гостиничном бизнесе, и любил делать разные технические усовершенствования, благодаря чему стал известен в городе как изобретатель. Кроме того, он страстно любил животных и держал пару редких по тем временам в Японии сенбернаров. Этим сенбернарам суждено было сыграть важную роль в изобретении «плитки Брайля».

В 1963 году у сенбернаров родились щенки. По этому случаю из преф. Хёго к Миякэ приехал человек, который оказался кинологом. Его прислал директор компании «Ниппон райтохаусу» Ивахаси Хидэюки, прослышавший о щенках. Компания занимается облегчением условий жизни людей с ограниченным зрением, и отец Хидэюки, Такэо, был её основателем.
Примерно в это же время Миякэ Сэйити видел, как на перекрёстке человек с белой палкой в руке чуть не попал под машину. Заревел клаксон, слепой человек растерялся – эта страшная сцена натолкнула Миякэ на мысль о том, что слепые люди не могут безопасно передвигаться по городу, и с этим нужно что-то сделать. Он уже занимался проблемами безопасности движения, и идея дорожного покрытия, помогающего людям ориентироваться, забрезжила у него в голове.

Ивахаси время от времени приезжал с семьёй к Миякэ, и они увлечённо обсуждали проблемы людей с ограниченным зрением. Формирование идеи рельефной плитки подтолкнуло также и то, что сам Ивахаси страдал от наследственного пигментного ретинита, одной из форм дистрофии сетчатки, и, по прогнозам врачей, через 5-6 лет мог полностью потерять зрение.

Миякэ Сэйити вместе с братом Сабуро на собственные средства основали «Центр исследований и испытаний безопасности движения». Идея рельефного покрытия появилась, когда Ивахаси сказал, что сквозь обувь ногами он может чувствовать разницу между мхом и землёй. Постепенно, методом проб и ошибок они пришли к форме тактильной плитки, похожей на привычную нам.

Чтобы распространить идею рельефного покрытия, помогающего ориентироваться, Миякэ попытался заручиться поддержкой Общества слепых префектуры Окаяма и в 1967 году попытался обратиться к председателю, Кисимото Дзютаро, однако тот принял Миякэ за бизнесмена, который пытается впихнуть свой товар, и прогнал его. Миякэ не оставлял усилий и продолжал заходить к нему, пока тот не проникся идеей «плитки Брайля», а тогда уже стал её горячим сторонником и помогал в переговорах с властями преф. Окаяма и даже с Министерством строительства (сегодняшнее Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма).

Особым моментом в истории жизни Миякэ Сэйити стало открытие первого участка рельефного покрытия возле префектуральной школы для слепых Окаяма перед пешеходным переходом на государственной дороге №2. Оно было сделано из 230 блоков, пожертвованных Миякэ, и стало первым таким покрытием в мире. Перед использованием, ещё до официального открытия, рельефную плитку много раз испытал Ивахаси. Однако несмотря на все усилия Миякэ, которые он прилагал к распространению идеи, ещё долгое время после этого не поступало даже запросов о возможностях её применения.

Всё изменилось после одного телефонного звонка в 1970 году. Звонили из отдела оборудования безопасности дорожного управления Токийской мэрии и спрашивали о возможном бюджете на создание рельефного покрытия примерно в 10 000 блоков с восточной стороны станции Такаданобаба, где расположены Библиотека Брайля, Центр социального обеспечения слепых, Ассоциация Хелен Келлер и другие подобные учреждения. Потом, в 1973 году, Министерство здоровья и благосостояния (сейчас – Министерство здоровья, труда и благосостояния) приняло программу модельной городской среды, приспособленной для людей с ограничениями по здоровью, а впоследствии этому примеру последовали и окружающие Токио города.

После долгой напряжённой работы на благо окружающих Миякэ Сэйити в 1976 году попадает в больницу, а в 1982 году создатель рельефной плитки умирает в возрасте 57 лет. Его имя и сейчас не так широко известно, но каждый раз, выходя на улицу, мы видим результаты его усилий, и компания, им основанная, продолжает работать под руководством его младшего брата, Миякэ Сабуро.


Пока мы бьемся над возвращением тактильной плитки на улицы Москвы, в Японии наступает будущее-в тактильную плитку монтируют QR-коды, которые в аудиоформате через приложения информируют незрячего человека о месте нахождения, направлении движения и расстоянии до объекта.
Если в этом году возродим тактильную плитку, то через 50 лет и QR-коды будем ждать. Идем с отставанием с миром в 50 лет🤔

Углубляемся в тему😎👨🦯Тактильная плитка была изобретена Seiichi Miyake и нашла свое широкое применение в Японии. В Японии тактильную плитку называют tenji blocks , что в переводе значит «плитка на Брайле», так как слово tenji это японская система письма и чтения по Брайлю 😎

Тактильная плитка может быть направляющей, может быть предупреждающей. Предупреждающая призывает незрячего пешехода остановиться и быть внимательным, направляющая направляет-ведет. Трость скользит по линии направляющей и ведет незрячего человека-это судя по техусловиям и видео передвижения незрячих людей, правда не у нас 😕. В наших городах тактильной плитки мало, направляющих еще меньше и если они есть идти по ним можно только маятниковой техникой-выложена плитка так, что трость не скользит, а спотыкается. Но, несмотря на это, направляющая тактильная плитка помогает в передвижении незрячего человека когда нет ориентиров и других направляющих в виде бордюров, стены и пр. Например, в переходах московского метро направляющие очень нужны. Ну а предупреждающие тактильные плитки-это обязательный элемент доступного и безопасного города 👨🦯💪

Почему тактильная плитка желтого цвета? 🤔об этом я подробно писала в своем блоге («Почему все-таки желтый?»), если кратко-желтый это последний цвет, который видит человек, теряя зрение; желтый-это лучший контраст для других цветов; желтый это лучший цвет для привлечения внимания, поэтому желтый так часто можно встретить у аварийных служб. Ну и картинка как видят светофор люди с разными нарушениями зрения отвечает на вопрос-почему все-таки желтый? P.S. мы рады и просто тактильной плитки без цвета-для незрячего пешехода-это большая и часто незаменимая помощь на улицах города

Почему с улиц города пропала тактильная плитка? 🤔Тактильная плитка необходима незрячему пешеходу, чтобы комфортно и просто передвигаться по городу, для незрячего человека тактильная плитка ориентир и еще безопасность-как еще без предупреждающей плитки понять, что тротуар закончился и уже началась проезжая часть? Да никак… так почему тактильную плитку убрали? Задавая этот вопрос разным людям и разным инстанциям я получала официальные ответы: 1) тактильная плитка мешает дамам на каблуках 🤬 2) через тактильную плитку не умеют переезжать люди на инвалидных колясках (учиться, однако, надо) 3) плитка мешает уборочной технике 🤬4) плитка, особенно желтого цвета, не эстетична 🤬5) плитка неудобна для велосипедистов, самокатчиков 🤬 … ну а теперь -на одной чаше весов все эти аргументы а на другой чаше весов безопасность=жизнь незрячего человека. Что перевешивает?

#доступнаясреда #выходвсвет #тактильнаяплитка #доступность