пятница, 24 апреля 2020 г.


Стихи

Pinterest


#обучение #детскийсад #рекомендации #занятиядома #транспорт#экология #природа  

четверг, 16 апреля 2020 г.

https://drive.google.com/uc?export=view&id=1oekiNoB-JLDr7kfKS2T-MIRglrHzC7t9
ПАСХА 

Начинаем отсчет дней до Пасхи и готовимся к Празднику вместе с детьми с пользой и удовольствием  
Идея N 1
https://drive.google.com/uc?export=view&id=1Hez25CmJzndnJVpRIJ7jInp0rj-mi7SG1) Рассматриваем вместе с ребенком яйцо (предварительно сваренное), обращаем внимание на форму (вытянутое), сравниваем предметы округлой формы и вытянутые

2) Заранее делаем заготовку из плотного картона-открытку с окошечком в виде яйца. Вместе с ребёнком рассматриваем уже плоское изображение-очертания яйца
3) Также заранее нарезаем полоски из бумаги, разной на ощупь и также с ребенком рассматриваем каждую полоску, обращая внимание на ее поверхность 
4) Перед наклеиванием показываем ребенку как будет располагаться каждая полоска-вертикально слева направо (можно положить полоску и провести по ней пальчиком ребёнка)  
5) Вместе с ребенком каждую полоску наклеиваем  на разворот открытки
 Открытка к празднику готова!
Идея с сайта сайта

Идея N2
Нам понадобится:
разноцветные пуговицы разного размера, разноцветные маленькие шарики/помпоны, разноцветные жгутики, вспененная бумага=фоамарин или толстый картон, клей, двусторонняя клейкая лента, 2 листа желтого картона, ножницы. 

https://drive.google.com/uc?export=view&id=1ppI_ElToi__2NUJqqBgFL9ACVBow8PEr
Как сделать?- рассмотрите вместе с ребенком настоящее яйцо, вырежьте контур яйца из вспененной бумаги/картона, покажите ребенку вырезанный контур яйца, - вместе с ребенком выбираем, чем будем украшать яйцо. Сначала показываем пуговицы, обращаем внимание на то, что они твердые, разные по форме-большие и маленькие, показываем как они могут греметь на твердом столе, показываем помопоны-они мягкие, уже не гремят-то есть тихие жгутики-они тоже мягкие, но помпоны мягче (пуговицы тверже), жгутики длинные, похожи на палочки 
NB! Не забывайте объяснять ребенку все, что вы вместе с ним делаете и что он берет в руки, проявляйте фантазию! Помните, что разговаривая с ребенком и объясняя ему предметы и действия, вы помогаете ему лучше понять окружающий мир. Приклеиваем пуговицы на яйцо, потом на другое яйцо помпоны, на третье- жгутики (NB! Объясните малышу, что пуговицы надо приклеивать именно на яйцо, не выходя за контур). Жгутики перед наклеиванием лучше накрутить на палец и приклеивать на двусторонний скотч. Три готовых яйца приклеиваем к картону желтого цвета. P.S. Взяла со своего сайта, писала давно

Идея N3
https://drive.google.com/uc?export=view&id=1PanT7kAg43_j0S51hrSIO-MiAvivp9HhИдея из детства Ильи - много-много лет назад он делал их в детском саду
1) Берем заготовки яиц-тогда это были деревянные, сейчас можно купить разные обычно в магазине Fix-Price. Можно сделать заготовки самим из глины для творчества или соленого теста, как основа подойдет упаковка от Киндер-сюрпризов
2) Берем пальчиковые краски (или 
любые другие) и даём ребёнку 
возможность разукрасить яйца как он пожелает. Орнаменты получаются эксклюзивные и неповторимые. 
3) Когда краска подсохнет, покрываем яйцо лаком и оно начинает блестеть.

https://drive.google.com/uc?export=view&id=1oH8oyw1_q5ahP5NM8wDeCmfeW7H8QOe1Идея N4
Пасхальные яйца-подвески из соленого теста
Основные этапы работы: (всё вместе с ребёнком!):
1) готовим соленое тесто
2) «вырезаем» заготовки и не забываем сделать отверстие для веревочки (можно с помощью трубочки для сока)
3) отправляем в духовку, вынимаем, даем остыть
4) раскрашиваем с помощью пальчиковых красок , после высыхания покрываем прозрачным лаком
Все этапы смотрите в видео и успехов! 

Идея N5
Тактильные яйца
2010: «Вам понадобится Мелкозернистый пластилин (или шариковый пластилин).
Говорят, то он легко клеится к поверхности, но у меня он не клеился, хотя эффект аппликаций очень необычный. К рукам он тоже пристаёт... Я обмазала каждое яйцо клеем ПВА,  дети помогали мне "отковыривать"пластилин, накладывать на заготовку и прижимать. Результат на картинке (с веточкой)»
На картинках также другие варианты
https://drive.google.com/uc?export=view&id=1JXx0UZ2oWmMOAvwKa__nftnXBlQo-NRK https://drive.google.com/uc?export=view&id=10t9SorxKezjuxNKtsAPoy0UehUNFrfOU https://drive.google.com/uc?export=view&id=1zIrespafCi5uXF7bOdPSpRAPrAOdBINT

Идея N 6
Вот такие наклейки можно купить в канун Пасхи (покупаем несколько одинаковых листов).
https://drive.google.com/uc?export=view&id=1mAKmGcvP949TD9O_XtUnCwBfFqobTU6KЯ из них сделала карточки, на каждой карточке по одному изображению и можно играть, например, «Найди одинаковые» или придумать другие игры

#Пасха #праздник #подарок #подарки #поделки 


среда, 15 апреля 2020 г.

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ самые необходимые и важные для незрячего человека.
Очень много советов и подсказок можно почерпнуть из разговоров или блогов незрячих людей, из специализированно литературы.
Для "ленивых" есть видео ...

Про разные полезности в быту можно почитать здесь:
Очень полезные ссылки и обзор полезных ТСР для кухни на сайте invamagazine.ru

#самообслуживание 
ИДЕИ ПОДАРКОВ 

Идеи для подарков!!!!

5.Книжки 
6.Настольные игры
7.Книга для чтения
8.Парфюмерия
9."Идеи для подарков для незрячих детей"подборка от РОД "Родители слепых детей"
10. Скалка разнообразие орнаментов, хороший подарок для домохозяйки, могут возникнуть трудности с очисткой... 
11. Объемное панно

#праздник #подарок #подарки #магазин #игрушки 

понедельник, 6 апреля 2020 г.

КОСМОС

Тема «Космос» может показаться сложной и непонятной для незрячего ребенка.  Однако, если в нее углубиться, окажется, что это одна из благодатных тем, которая не только может заинтересовать слепого ребенка, но и позволит  приобрести и закрепить множество навыков.
По ссылке "Космос и Незрячий ребенок. Идеи и игры"  - статья с играми,пособиями и идеями адаптации занятий по теме Космос для незрячего ребёнка


Pinterest

#обучение #детскийсад #рекомендации #занятиядома #космос 

четверг, 12 марта 2020 г.

ОСТРОВ МЕЧТЫ- ЗАМЕТКИ

Сегодня по приглашению Юлии Камал я посетила встречу с представителями парка развлечений Остров Мечты. Парк открылся несколько дней назад, но поводов посетить его у меня не было, особого желания тоже. Однако, благодаря приглашению, я смогла не только посетить Остров Мечты и самостоятельно проанализировать парк с точки зрения притягательности для незрячих посетителей, но и высказать мнения и пожелания родителей незрячих детей (В Москве родители детей с инвалидностью осмотрели недоступные аттракционы «Острова мечты» вместе с руководством). Итак…

Остров Мечты – заметки
На сегодняшний день Остров Мечты является крупнейшим в России крытым парком развлечений. Строился он долго, открытие переносилось несколько раз, и вот, когда ждать было уже нельзя, парк открыли. С самого первого дня стало ясно, что многое в парке не продумано; все недочеты стали явно проступать, а администрация парка буквально каждый день стала менять внутренние правила и процедуры, наверстывая то, что не успели доделать и продумать.

 Из явных недочетов можно выделить следующие:
1.    Парковка- все думали, что у парка только надземная плоскостная парковка, что оказалось неудобно, но оказывается у парка есть и подземная парковка, но пока она не открыта. Стоимость парковки также неприятно удивляла- 200 рублей в час, в настоящее время парковка стала бесплатной при покупке билета в тематический парк. Но осталась проблема с отсутствием мест для парковки машин людей с инвалидностью, что нарушает законодательство.
2.    В тематическом парке в день открытия стали проходить поломки на основных аттракционах, что может говорить как о неопытности персонала, так и об отсутствии  достаточного времени на тестирование всех аттракционов не только на безопасность, но и на их функционирование в полевых условиях, а  также может объясняться и тем, что часть аттракционов являются б/у.
3.    Внутри  парка по разным причинам до сих пор не открыты основные локации и следовательно, заплатив полную стоимость билетов, посетитель сможет посетить только половину аттракционов.
4.    До сих пор на многих аттракционах видна строительная пыль, при этом обслуживающего персонала, намывающего и вытирающего пыль, нигде не видно (хотя для Москвы это привычное дело)
5.    Незавершенность ощущается везде - на полу прикрепленные скотчем провода; отсутствие улыбающихся аниматоров, которые проводят, расскажут, подскажут- конечно, может  быть в другие дни все по другому, но в четверг 12 марта с утра было именно так.

Ну и конечно, самый большой недочет  руководства парка, который стремится  позиционировать себя как достояние столицы - это не продуманность социальной направленности парка. Руководство парка совершенно забыло о такой категории граждан, как люди с ограниченными возможностями здоровья - о детях с инвалидностью, что настораживает, удивляет и поражает.
С самого начала для людей с инвалидностью не было предусмотрено никаких льгот. Потом льготы стали появляться, но бессистемно и очень странно:
1)   Льготы для инвалидов только по понедельникам и вторникам
2)   Льготная цена соизмерима с ценой детского билета в низкий сезон- то есть фактически скидки нет.
3)   Стоимость льготного билета в 1900, далее снижение до 1650
4)   Дети-инвалиды вынесены в отдельную льготную категорию, но почему то только возраста 10 лет и не старше, дальше идут льготы для инвалидов 1 и 2 группы, а дети- инвалиды в возрасте от 10 до 18 лет остались совсем не охваченными, то есть без льгот.
5)   Ребенок-инвалид и инвалид 1 группы подразумевает обязательное присутствие сопровождающего, статус которого прописан в ИПРА, однако для сопровождающих не предусмотрено никаких льгот.

Отдельная проблема- доступность самих аттракционов для людей с инвалидностью.
Судя по всему, над данным вопросом администрация парка не думала вовсе: был взят ГОСТ, который дает право владельцам самим регулировать данный вопрос; выделена категория людей, ограничения которых сразу бросаются в глаза- с нарушением опорно-двигательного аппарата и изготовлены информационные стенды. Данные информационные стенды есть у каждого аттракциона, даже самых безобидных. На стендах написано, что наряду с беременными женщинами люди с нарушением ода не могут пользоваться аттракционом. Также указано право оператора аттракциона решать, кого пускать на аттракцион и кого нет, то есть под запрет может попасть любой человек, инвалидность которого очевидна. И хотя в законе написано, что такое право оператора не может рассматриваться как дискриминация- по сути это так и есть, так как рядовой оператор аттракциона не  обладает компетенциями в вопросах абилитации инвалидов и не может определять,  что можно и нельзя конкретному человеку с инвалидностью. По сути может сложиться парадоксальная ситуация: я плачу полную стоимость посещения парка, осознавая , что можно моему ребенку, а что нельзя и неся полную ответственность за принимаемые мною решения и за безопасность ребенка как любой родитель, а по сути моего ребенка могут не допустить аттракцион и ограничение это будет исходить от оператора, который, может быть, видит слепого ребенка первый раз в жизни и мыслит стереотипами (как это часто бывает). И как быть тогда? За что я плачу?

Доступность инфраструктуры (тактильные планы, направляющие и пр.) -  конечно, ее нет, но мы к этому привыкли: нет направляющих- сразу начинаем думать, как простроить маршрут для незрячего человека, на что стоит обратить его внимание при передвижении. Сейчас руководство парка работает над этим вопросом, но опять не понятно, почему это не было сделано на этапе проектирования и строительства? Как итог, в нарушении российского законодательства, в парке нет системы доступности и навигации для незрячих посетителей: спуски под ноль на импровизированных улицах есть, предупреждающей плитки нет; на подходе к парку вдоль бордюров правда можно увидеть тактильную плитку – полосы- но не стоит обольщаться, это не тактильная плитка для незрячих, это тактильная плитка - ноу-хау наших городских служб- слив для воды.  При этом зная, что Остров Мечты будет привлекать цивилизованных иностранных туристов, около парка городскими властями создана идеальная доступная среда со всеми видами тактильной плитки.
Внутри я заметила несколько сиротливых желтых тактильных нашлепок, положенных бессистемно для галочки: имеются около эскалатора (хотя незрячие люди привыкли опознавать эскалатор по металлическому покрытию), а  в 5 см около лестницы - никакой плитки нет, края ступеней контрастно не выделены, что создаст трудность в том числе и для слабовидящих посетителей.
Но это не критично и не избалованный доступностью взгляд сразу анализирует как можно использовать  то, что уже имеется- разное напольное покрытие, передвижение вдоль бордюров и прочее- так что справимся.

Еще один вопрос, который меня волновал – это доступ в парк с собаками- поводырями- данный  вопрос по уверениям администрации, уже решен положительно. Хотелось бы внести предложение о размещении наклеек «Мы рады собакам-поводырям».

А  зачем вообще незрячим детям аттракционы? За тем же, что и всем детям -это эмоции и новые ощущения. Думаю, для наших детей это новые ощущения от своего тела, осознание своих возможностей - нашим детям привычно то, что для обычных людей само по себе испытание- например, комната ужасов или прикосновения к разным материалам, даже выходы из лабиринтов даются нашим детям легко. Конечно, многие парки ориентированы на визуальном эффекте, но и это преодолимо с помощью тактильного обследования, обонятельных впечатлений, описания.
Посмотрев, как незрячие люди посещают например Диснейлэнд, я узнала, что очень хорошей идеей является аудиодискрипция- когда профессиональные тифлокомментаторы доступно и понятно описывают окружающее ребенка пространство с учетом его интересов и в игровой манере - такой рассказ может защитить ребенка от шума и дать новые впечатления.
К сожалению, пока в Острове мечты этого нет- будет или нет, не знаю. Есть организации, которые могут помочь своим опытом – мы, как родители (РОД «Родители слепых детей»), «Вертикаль» (эксперты по доступности), «Особый взгляд» (тифлокомментирование).  Но для этого должно быть и понимание и желание администрации парка.

На сегодняшний день - аттракционы для нас доступны, окружающее пространство относительно интересно  (мало макетов игрушек, чтобы потрогать; мало запахов – понюхать – деревья цветы- все пластиковое и не настоящие). Хотя, во всем нужно видеть позитив- даже в Остров Мечты можно прийти и получить массу удовольствия.
Для этого несколько советов:
1)   Не ждите, пока Остров Мечты проработает все вопросы и решит все проблемы посещения тематического парка детьми-инвалидами- это очень долгий и сложный процесс.
2)   Приходите с самого открытия парка в будние дни- народа очень мало, очередей нет, громкой музыки тоже нет. Никто не помешает вам пройти по всем локациям, все рассмотреть и рассказать ребенку, что его окружает.
3)   Возьмите с собой игрушки динозавров- динозавры большие и впечатляющие, но потрогать их нельзя, но если у  вас будет игрушка динозавра ребенок сможет понять, о ком вы ему рассказываете.
4)   Если вас по какой-то причине не пускают на аттракцион постарайтесь спокойно объяснить оператору особенности вашего ребенка, если это не помогает- просите позвать администратора и поговорите с ним. Если и с ним проблема не решается, просто идите на другую локацию- не стоит повышать голос и отстаивать свои права в присутствии ребенка и портить ему праздник- наши дети очень восприимчивы к нашим эмоциям и часто переживают больше, чем мы.
5)   Зайдите в магазины около аттракционов- там можно посмотреть предметы и героев, фигуры которые стоят около аттракционов. Это поможет восполнить то, что незрячий ребенок не видит.

Дисней-Лэнд для незрячих посетителей

Видео об аудиодескрипции в Дисней-Лэнде https://www.youtube.com/watch?v=ifYwwYS-mqA


Ну а к этому будем стремиться: «Инженеры Disney создали тактильные фейерверки для слепых людей»

#выходвсвет #развлечения #кудапойти #музеи #аттракционы #доступнаясреда 

вторник, 4 февраля 2020 г.

НА ПУТИ К БРАЙЛЮ
Брайль - это основа грамотности незрячего человека. Брайль- это как кириллица для зрячих людей: не будет плоскопечатного шрифта- не будет образованного человека, не будет Брайля - не будет образованного незрячего человека. 
Незрячие дети начинают изучать Брайль в школе в первом классе- сначала учатся писать, потом читать. Обычно письмо дети постигают быстрее. Писать легче, так как происходит запоминание на уровне руки - рука  помнит, какую точку или сочетание точки накалывать и часто можно забыть как пишется буква, и вспомнит уже рука.
Читать сложнее - если мы зрячие люди читаем глазами и "путь" который проделывает картинка, получаемая от глаз до отдела мозга, который обрабатывает эту информацию, относительно небольшой; то незрячие люди читают руками -  и путь от кончиков пальцев до мозга намного длиннее. Руки незрячего человека, его пальцы и чувствительность - вот истинное чудо и сверхспособности, а не обостренный слух, обоняние и прочее- развить и слух, и обоняние может любой из нас, но научиться читать кончиками пальцами быстро, легко, естественно могут только незрячие люди.
Научить незрячего ребенка читать не просто, именно потому, что для нас- зрячих людей-Брайль это новое и непонятное и мы часто не уделяем должного внимания развитию той сферы, которая так важна для незрячего человека и для его обучения. Это развитие осязания и мелкой моторики. Руки для слепого человека - это как для нас глаза. Как обычный ребенок изучает все через глаза, слепой ребенок должен получить окружающие предметы в руки и изучить предметы. Чем меньше ребенок интересуется окружающими его предметами, чем меньше интересуется предметным миром, тем сложнее будет научить его читать. 

Итак, чтение...несколько важных замечаний:
1) Брайлевская буква может быть только строго определенного размера. Размер брайлевской буквы един для всех алфавитов (в России даже есть ГОСТ). Буква рельефно-точечного шрифта ложится под палец и ее опознание происходит одномоментно - ее запоминает подушечка пальца.
2) При чтении пальцы скользят по буквам, не задерживаясь. Палец не анализирует как именно располагаются точки в той или иной букве. "Первая, вторая, пятая точка"- "вверх-низ"-эти понятия мы употребляем только когда учимся ПИСАТЬ буквы. 
3) Обучение Брайлю начинается в школе и только в школе! Есть система обучения чтению и письму на Брайле, она сложилась давно и учитывает особенности незрячих людей и на ней строится обучение в школах. Мы, тифлопедагоги в детских садах, развиваем чувствительность пальцев, читаем рисунки, знакомим с грифелем- учим произвольно накалывать точки, накалываем по линейкам разные дорожки, создаем контуры предметов, рисуем орнаменты в приборе, показываем буквы, НО НЕ учим читать и писать по Брайлю каким бы гениальным не был ребенок. Обучение чтению и письму - это прерогатива школы. Научить можно и раньше, но ребенку придется переучиваться.
4) Разборная азбука=брайлевская колодка - это не пособие для обучения Брайлю!!! На колодке мы НЕ выкладываем буквы. С помощью колодки мы развиваем мелкую моторику, учим ориентироваться в ограниченной плоскости, выкладываем узоры и пр.(для чтения Рекомендации по работе с брайлевской колодкой)

Если ребенок готовится к школе, интересуется книжками, тактильными картинками, как с пользой разнообразить его игры и занятия? Ниже приведены книги, пособия, ссылки на пособия, которые развивают чувствительность пальцев, готовят руки к чтению рельефно-точечных букв: 
в этих книгах много практических советов и рекомендаций по составлению тренажеров, которые помогут детям в добукварный период. 
Рагимова "Использование тифлоприборов при обучении Брайлю" (преодоление ошибок) 

#обучение #брайль #детскийсад #школа #колодка