суббота, 12 декабря 2020 г.

МЫ СЛУШАЕМ

Были совсем маленькие

Классическая музыка, серия "Волшебные голоса природы", "Музыка для малышей"; сказки, которые читает мама

 Были маленькие  

"Невидимые сны"Детское радио, Е.Златогорова "30 приключений кота Гришуни", Аудиоэнциклопедия с Чавостиком, Ю.Дружков "Карандаш и Самоделкин", Д.Белянин "Возвращение Рыжего и полосатого", "Радионяня", Т.Крюкова "Дом вверх дном", Д.Усачев "Школа снеговиков, рассказы Н.Носова (приближено к опыту ребенка,, понятно и поэтому интересно), В.Кротов "Червячок Игнатий" (не слушали, но читали).

Стали постарше

Г.Остер "Квартироведение", Н.Щерба "Часодеи", Л.Сникет "33 несчастья" и вся серия- предупреждаю, книга местами жестокая, детям с 13 лет и то не всем- но, нам почему-то нравилось слушать ее снова и снова- узнали мы о ней от незрячей девочки, которая тоже заслушала кассеты. Позже замечала, что незрячим детям нравятся разные ужастики, полагаю, что таким образом находят выход эмоции и представления, которые незрячим детям сложно понять и объяснить и которым сложно найти выход в условия отсутствия зрения. Д.Емец "Месть компьютера"

Стали большими

Радиоспектакли 

Записывали слушали вместе в машине, не оставляя ребенка один на один с аудиокнигами. Старались читать вместе с ребенком, несмотря на объем, при прочтении открываешь заново знакомые книги. Есть же разница прочитать книгу в 12 лет и в 40... очень большая...



 Книги-Послушать

#аудиокниги#музыка

пятница, 11 декабря 2020 г.

ЧИСТИМ ЗУБЫ С НЕЗРЯЧИМ РЕБЕНКОМ

Когда начинать чистить зубы с незрячим ребёнком
Как выбрать зубную щетку - на что обратить внимание
Как в доступной  игровой форме объяснить весь процесс слепому малышу
Как научить выдавливать пасту
Читайте в авторской статье "Чистим зубы с незрячим ребёнком" 

#самообслуживание#чиситьзубы#зубы#

МОЙ СЛЕПОЙ РЕБЕНОК - ПРИНЯТИЕ

2008 Принятие
.... Мне иногда кажется, в последние лет 6 всё чаще :-))), 
что надо поменяться самой, чтобы мир вокруг тебя начал
 хотя и медленно, но тоже меняться и что если ты принимаешь 
своего ребёнка таким как он есть в душе- по честному- без оглядок, 
то и непроизвольно меняешь и близкое к тебе окружение и так
 дальше и дальше. Конечно, это трудно, трудно, когда не где-то, 
а в Москве- столице России,тебе почти каждый день приходится 
доказывать, что твой ребёнок такой же как  остальные и желания 
и права у него такие же как у других детей, что он не пришелец  с 
другой планеты, а полноправный гражданин России. У меня это 
получается (тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить) не знаю почему, но 
такая "борьба" будит во мне какую-то энергию и азарт. 
Но это получается не у всех родителей, к сожалению...

Притча, которая стала отправной точкой и поставила все на свои места 



#жизнь#мысли

вторник, 8 декабря 2020 г.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ НА ПМПК

Выступление на межрегиональном он-лайн семинаре для руководителей и специалистов ПМПК, 30 ноября 2020

Презентация

Видео

Дополнение к презентации: для обследования незрячих детей уже обучающихся в школе будет полезна книга Г. А. Проглядова, В. З. Денискина "Формирование базиса для овладения шрифтом Брайля" МПГУ

#обучение#воспитание#диагностика#обследование#детскийсад#школа

воскресенье, 6 декабря 2020 г.

НЕЗРЯЧИЕ ДЕТИ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ИЛИ КОРКОВОЙ СЛЕПОТОЙ- 

категория детей с нарушением зрения, которая стоит особняком. В отечественной тифлопедагогике дети с корковыми нарушениями не описываются и не конкретизируются, приемы работы с ними также не описаны, в то время как на Западе развитию и обучению детей с корковыми нарушениями зрения много лет уделяется большое внимание. Дети с корковыми нарушениями имеют серьезное нарушение зрения, но это не слепота и при ранней помощи и обучении они достигают уровня зрительного восприятия достаточного, чтобы учиться в обычной школе или школе для слабовидящих детей. При сочетанных с корковыми нарушениях дети начинают зрительно выделять и распознавать предметы, буквы и цифры, но учатся уже в специализированных школах для детей с ТМНР. В любом случае- тема развития зрения у детей с корковыми нарушениями интересна и затягивает, ниже даны ссылки на ресурсы, которые наиболее полезны и насыщены практической информацией.
НО, как утверждает один из зрительных терапевтов, дети с корковыми нарушениями зрения, знакомясь с брайлем в "зрительном" формате (укрупненном - куклы Брайлетта, раскладывание мячей в ячейки наподобие брайлевских букв и пр), не используют Брайль для обучения в школе и, следовательно, эти дети не могут стать теми, за развитие и обучение которых в зрительном плане я бы взялась. С другой стороны, на моей практике такие дети есть, и если у ребенка есть дополнительные сочетанные нарушения, то в условиях отсутствия системы обучения детей с корковой слепотой в России, посещая школу для слепых, дети не усваивают брайль (не могут ввиду тактильной агнезии) и не развивают зрение (так как мы не занимаемся этим в полном объеме); если у ребенка с корковой слепотой нет других нарушений здоровья- то они, обучаясь, осваивают брайль и плоский шрифт, но опять таки- знание брайля перевешивает.
Резюме - если у ребенка диагностируется корковая слепота (а для диагностики этого состояния есть проверенные опросники), то развитие зрения от рождения до конца начальной школы обязанностью и ответственностью лежит на родителях. Но опять -  диагностировать корковые нарушения зрения должны НЕ родители (которые в надежде на развитие зрения пренебрегают развитием осязания, а развить осязание до брайля это сложный процесс), а компетентные специалисты- актуально и важно это становится опять таки из- за того, что после диагностики работа с ребенком должна вестись и по направлению развития зрительного восприятия, и тактильности, и СБО.
Если вы воспитываете ребёнка, который считается слепым, но вы знаете, что он видит и вы хотели бы продиагностировать его зрительные возможности, подобрать игры и активности для развития зрения, обращайтесь за диагностикой, консультацией, программой сопровождения "TifloBlind" 

https://www.pathstoliteracy.org/blog/category/cvi

Леа Тест

What is CVI?

Н.Баррага

CVI American Printing house for the blind

Everydaycvi.com

Развитие светоощущения http://mojrebenok.narod.ru

Pinterest

Контрасты видео

#светоощущение#практическаяслепота#корковаяслепота#cvi

суббота, 21 ноября 2020 г.

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Построение работы учителя-дефектолога при реализации индивидуально-ориентированного подхода к воспитанию и обучению слепого ребенка".

Выступление на Научно-практической конференции «Современные исследования в тифлопедагогике» 13.11.2020

Презентация

Текст

Видео

#обучение #детскийсад