НЕЗРЯЧИЕ ДЕТИ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ИЛИ КОРКОВОЙ СЛЕПОТОЙ-
категория детей с нарушением зрения, которая стоит особняком. В отечественной тифлопедагогике дети с корковыми нарушениями не описываются и не конкретизируются, приемы работы с ними также не описаны, в то время как на Западе развитию и обучению детей с корковыми нарушениями зрения много лет уделяется большое внимание. Дети с корковыми нарушениями имеют серьезное нарушение зрения, но это не слепота и при ранней помощи и обучении они достигают уровня зрительного восприятия достаточного, чтобы учиться в обычной школе или школе для слабовидящих детей. При сочетанных с корковыми нарушениях дети начинают зрительно выделять и распознавать предметы, буквы и цифры, но учатся уже в специализированных школах для детей с ТМНР. В любом случае- тема развития зрения у детей с корковыми нарушениями интересна и затягивает, ниже даны ссылки на ресурсы, которые наиболее полезны и насыщены практической информацией.
НО, как утверждает один из зрительных терапевтов, дети с корковыми нарушениями зрения, знакомясь с брайлем в "зрительном" формате (укрупненном - куклы Брайлетта, раскладывание мячей в ячейки наподобие брайлевских букв и пр), не используют Брайль для обучения в школе и, следовательно, эти дети не могут стать теми, за развитие и обучение которых в зрительном плане я бы взялась. С другой стороны, на моей практике такие дети есть, и если у ребенка есть дополнительные сочетанные нарушения, то в условиях отсутствия системы обучения детей с корковой слепотой в России, посещая школу для слепых, дети не усваивают брайль (не могут ввиду тактильной агнезии) и не развивают зрение (так как мы не занимаемся этим в полном объеме); если у ребенка с корковой слепотой нет других нарушений здоровья- то они, обучаясь, осваивают брайль и плоский шрифт, но опять таки- знание брайля перевешивает.
Резюме - если у ребенка диагностируется корковая слепота (а для диагностики этого состояния есть проверенные опросники), то развитие зрения от рождения до конца начальной школы обязанностью и ответственностью лежит на родителях. Но опять - диагностировать корковые нарушения зрения должны НЕ родители (которые в надежде на развитие зрения пренебрегают развитием осязания, а развить осязание до брайля это сложный процесс), а компетентные специалисты- актуально и важно это становится опять таки из- за того, что после диагностики работа с ребенком должна вестись и по направлению развития зрительного восприятия, и тактильности, и СБО.