воскресенье, 17 января 2021 г.

ШЬЕМ 

Научиться шить сложно, но возможно для незрячего ребенка. Сложно, потому что есть вероятность и страх уколоться иголкой и нарушить чувствительность пальцев. Но это не проблема, а небольшое затруднение, которое легко преодолевается с опытом и практикой. Уроки шитья начинаются в школе и проводятся в специальных школах для незрячих детей и для мальчиков, и для девочек. Поэтому, если ваш ребенок посещает специализированную школу, то шитье он освоит и сможет и пришивать пуговицы, и делать стежки, и поделки из ткани, и даже шить предметы одежды.

Если есть желание начать обучать ребенка раньше или помочь ему в освоении этого навыка, то вот некоторые рекомендации - "Незрячий ребенок - нитка, иголка, шитье"


#иголка#никта#шитье#самообслуживание

пятница, 15 января 2021 г.

ДОСТИГАЙ И УЧИ

Самоучитель для курсов родителей слепых, слабовидящих и детей со множественными поражениями. Составлен на основе материалов Американского фонда для Слепых и Школы Хадли для Слепых (США)

Представляемое пособие адресовано прежде всего родителям незрячих детей. Распечатайте пособие, выберите время, когда вас никто не беспокоит - наедине с собою, в спокойной обстановке вы можете пройти уроки один за другим. Читайте вопросы - записывайте ответы- то, как вы думаете и полагаете. После каждого урока даются авторы пособия дают ответы, которые помогут вам лучше понять своего ребенка и научиться с ним взаимодействовать и помочь в развитии. Удачи!  

"Достигай и Учи" Самоучитель для курсов родителей незрячих детей 


#родители#воспитание#начало#малыши# 

среда, 13 января 2021 г.

НЕЗРЯЧИЙ РЕБЕНОК И МЯЧ

начинайте играть с ребенком в мяч, как только он научится сидеть, до этого времени большой мяч может стать незаменимым помощником для физического развития незрячего малыша

Как выбрать мяч, как адаптировать, как играть читайте в статье 

"Незрячий ребёнок и мяч" 

 #мяч#спорт

НОЖНИЦЫ и НЕЗРЯЧИЙ РЕБЕНОК. КОГДА и КАК?

Как научить незрячего ребенка пользоваться ножницами? Постараюсь ответить на этот вопрос в заметке "Как научить ребенка пользоваться ножницами" 

#обучение #детскийсад #ножницы  

суббота, 26 декабря 2020 г.

ПРОБЛЕМЫ СНА У НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА 

С проблемами сна у маленьких детей сталкивается почти каждая семья; в семьях, в которых растет незрячий малыш, данная проблема становится еще более актуальной и тревожащей. С чем это связано и как можно помочь и малышу и его семье? Почитать можно в авторской статье "Проблемы сна у незрячего ребёнка" 


#раннееразвитие #малыши #сон 
АУТИЗМ И НЕЗРЯЧИЙ РЕБЁНОК

Аутизм это комплексное нарушение мозговых функций, когда связь между мозгом и принимающими рецепторами, обрабатывающими информацию, нарушена. У ребёнка есть слух, зрение, тактильная чувствительность- он готов воспринимать мир всеми органами чувств и органы готовы, однако импульсы от клеток не доходят по цепочке в мозг или мозг, ввиду нарушения его развития, не способен перерабатывать данную информацию, поэтому она не доходит до психических функций и не становится частью человека, его жизненным опытом.

У незрячего ребёнка нет важного пути принятия информации- зрения, через которое мы получаем до 90% информации, то есть «выключен» главный источник информации и в связи с этим проявляются «аутичные черты»- боязнь звуков, любовь к порядку и повторяющимся рутинам, большое время на обработку информации. Трудности в установлении контактов, тактильная брезгливость, навязчивые движения- всё то, что есть у аутичных детей и те симптомы, видя которые недалёкие специалисты ставят незрячему ребёнку автоматически аутизм. 

Однако стоит видеть существенное различие между истинным аутизмом и чертами, которые выглядят как аутистические, которые однако не являются такими применительно к незрячему человеку.  Главная разделительная полоса- это то, что аутист имеет все сохранные анализаторы, но не может обработать информацию. У незрячего человека  нет зрения,  мозг не может обработать визуальную информацию, но может обработать и обрабатывает другую-слуховую, тактильную и пр.  «Аутистические проявления» у незрячего человека могут быть оправданы и объяснены- у аутиста нет.

Боязнь громких звуков- незрячему ребёнку требуется больше времени, чтобы понять, осознать и обработать новую информацию и переработать её в устойчивый паттерн ощущения. Мы можем помочь, объясняя снова и снова звук, характеризуя его- дополняя тем самым ту информацию, которую ребёнок не может получить, и которая помогает ему в осмыслении и структурировании ощущений.

Зацикленность на определённой игре- незрячему ребёнку требуется больше времени на усвоение определённого навыка, на исследование и распознавании свойств игрушки. Не имея возможности видеть, незрячий ребёнок может находить в одной и той же игрушке всё новые и новые стороны и возможности игры, а также те ощущения, которые нам, зрячим людям не понятны, пока мы не закроем глаза и не повторим действие за ребёнком. Однако существует опасность, что распознав игрушку и привыкнув к ней, незрячий ребёнок не захочет в силу своей инертности и малой познавательной активности, переключиться на другую игрушку, задача родителей или открыть в игрушке новую сторону или разнообразить игру ребёнка, дополнив и включив новые элементы.

Любовь к музыке- музыка, это звуки, которые легче всего понять незрячему малышу: слушание музыки не заставляет ребёнка совершать усилия и доставляет удовольствие.Ребёнок слушает и слушает, уходит в себя, мозг перестаёт работать, так как информация ему знакома , а новая не поступает, когда ребёнок просто слушает музыку- ребёнок склоняется к аутизму-уходу в себя и свой мир.

Двигательные стереотипии (раскачивания, кружение на месте)- ребёнок получает удовольствие от движений, ощущений, компенсирует двигательную пассивность. Наша задача, дать ребёнку новые ощущения, более адекватные и полезные, чтобы они вытесняли навязчивые и некрасивые- увеличить спектр двигательной активности.

Любовь к порядку- так незрячему человеку легче ориентироваться и чувствовать себя уверенно в ситуациях, когда он не может увидеть, что где лежит, или что куда переложили. Через порядок жизнь становится более предсказуемой и контролируемой. 

Трет глаза - есть несколько теорий, которые объясняют такое поведение ребенка- чешутся глаза, хочет спать, видит искорки. Наблюдения за незрячими детьми, позволили выдвинуть следующую теорию: организм любого человека функционирует как система, в которой каждый орган призван выполнять определенную функцию-глаза должны видеть и смотреть, но если человек незрячий, то в организм  и в мозг не поступает информации от этого органа чувств, в то время как глаза как орган присутствуют- через надавливание и трение в мозг отсылается информация, что глаза никуда не делись, что, хотя они не видят, они есть. Безусловно, надавливания на глаза это вредно-это выглядит очень не красиво, это травмирует глаза, и может послужить источником инфекции, поэтому от трения и надавливания на глаза ребенка стоит отучать и часто помогают только постоянные напоминания и отдергивания. 

Таким образом, у незрячего ребёнка есть проявления, которые похожи на аутистические, в большинстве случаев они компенсируются и корригируются работой педагогов и родителей, пониманием особенностей восприятия мира незрячим ребёнком, и созданием условий и предпосылок к структурированию окружающей действительности, большую часть которой незрячий человек не видит, но может ориентироваться в ней благодаря полученным навыкам и усвоенным и вырабатываемым алгоритмам поведения и взаимодействия. Не проводя подобной работы с незрячим ребёнком, нежелание или пассивность родителей, закрывающих глаза на  такую существенную особенность и не придавая ей особого значения, приводит к тому, что аутистические черты развиваются и начинают доминировать в личности незрячего ребёнка, существенно затрудняя дальнейшие попытки коррегирования.

Сенсорная диета или что поможет снизить количество стереотипных движений
нарушение сенсорной интеграции- восприятия своего тела, а также нарушение обработки информации системами организма характерно для детей с аутизмом и у зрячего ребенка именно нарушение сенсорной интеграции может являеться признаками аутизма. У незрячих детей нарушение сенсорной интеграции является неотъемлемой частью развития, так как отсутствие зрения автоматически и вполне логично ведет к нарушению восприятия информации и системной обработки ее организмом. Но у незрячих детей это не обозначает автоматически аутизм -  незрячего ребенка надо научить обрабатывать информацию без участия зрительного анализатора и тем самым сгладить и свести к минимуму нарушение сенсорной интеграции. Система обработки информации будет выстраиваться у незрячего ребенка по другому и если в ситуации со зрячим ребенком с аутизмом мы стараемся примерить его с окружающим миром, то  с незрячим ребенком нам взрослым надо понять, как воспринимают мир слепые люди и как на основе этих знаний или помочь слепому человеку или самим понять как можно жить без зрения.

Просматривала компьютер и нашла очень интересную лекцию, которую слушала буквально на одном дыхании в 2010 году в Санкт-Петербурге в Институте Рауля Валленберга. Читал педагог из Норвежского центра специального образования Knut Brandsborg.
Перевела и надеюсь, статья будет полезна и родителям, чтобы понять и помочь своему ребенку и педагогам и воспитателям, которые работают с незрячими детьми.
"Аутизм и незрячий ребенок"
"Исследование. Взгляд на связи между аутизмом и зрением"


Также про навязчивые движения и как с ними справляться написано:


#развитие #аутизм #стереотипии#сенсорная интеграция#навязчивыедвижения