среда, 17 февраля 2021 г.

ЦИРКУЛЬ для незрячих учеников

Незрячие дети постигают геометрию и черчение в тех же объемах, что и их зрячие сверстники и в своей учебной деятельности используют чертежные приборы и приспособления, разработанные и адаптированные специально с учетом особенностей незрячих людей (об этом я писала в посте). 

Основоположником работы в данном направлении является Семевский Николай Анатольевич.
Н.А. Семевский разработал методику преподавания рельефного черчения и рельефного рисования в школах для слепых, составил альбомы рельефных чертежей и схем, сконструировал тифлографические приборы и все инструменты и принадлежности к ним. Благодаря научным разработкам Н.А. Семевского Министерство посвящения РСФСР в 1954 – 1955 г. ввело в учебный план школ для слепых детей новый предмет тифлографику (рельефное черчение и рельефное рисование)

Всё об истории грифеля для слепых учеников, какие они бывают, где купить и как использовать читайте в статье "Циркуль для незрячего ученика"

 #обучение#школа#геометрия#циркуль#тифлографика

вторник, 16 февраля 2021 г.

БУДНИ ТИФЛОПЕДАГОГА

За время нахождения в детском саду скапливается много рисунков и работ детей. В конце года мы их собираем и передаем родителям. А что с рисунками делать дальше? Точно сохранить! Вариант 1 - Берем файл, разрезаем вдоль длиной и короткой стороны, чтобы файл открывался как тетрадь. Приклеиваем рисунок к файлу на двусторонний скотч так, чтобы другая сторона файла закрывала рисунок и подшиваем в папку с кольцами. Таким образом сохраняем рисунок, и незрячий ребенок может сам рассматривать свои рисунки-мы так и делали. 

Вариант 2- купить разноцветные рамки и вставить в них рисунки (на фото я наклеила листы цветной бумаги, чтобы заклеить пустое пространство). Такой рисунок может стать и украшением интерьера, и подарком. Смотрится очень красиво, особенно абстрактное рисование наших детей😉

Как рисуют незрячие дети читайте "Незрячий ребёнок рисует"

#творчество#рисование

Вопросы диагностики уровня развития незрячих детей и  выбор целевых ориентиров развития   с учетом возраста, индивидуальных особенностей, особенностей развития  тотально слепого ребенка и тотально слепого ребенка с ТМНР 

Презентация 


#слепойребенок#диагностика#детскийсад

суббота, 13 февраля 2021 г.

среда, 10 февраля 2021 г.

 МАГАЗИНЫ - где купить?

Много раз отвечаю на вопросы, где купить тот или иной товар для незрячего человека, начиная от игрушек, заканчивая бытовыми приспособлениями. Много лет назад я собирала уже ссылки и их можно посмотреть на странице моего сайта "Полезные ссылки-Товары"

ИГРУШКИ - особенных, специальных игрушек для незрячих детей нет. Наши слепые дети играют в те же игры и игрушки, что и все. Единственное, стоит обращать внимание - насколько игрушка будет интересна незрячему ребенку и полезна. Так как для незрячих детей основа развития это руки, слух, моторика- то и игрушки должны быть те, которые развивают руки (осязание), то есть интересные для рук с разной тактильной поверхностью, разные по весу, размеру; слух - естественные шумы или дающие ребенку возможность самому произвести звук; моторику - помогающие в ходьбе, передвижении. Таких игрушек много, но есть и те, которые надо адаптировать, то есть сделать интересными и доступными для слепого ребенка, например, подписать по Брайлю. Разные виды игрушек, с которыми играл мой слепой сын вы можете посмотреть на странице "Наши Игры и Игрушки"

Вот несколько магазинов, игрушки которых наиболее интересны для наших детей: Mysensorium  

КНИГИ - с книгами для незрячих сложнее, так как незрячие люди читают по Брайлю, а книг по Брайлю издается мало, но есть издательства, которые выпускают и продают книги и пособия для слепых людей: ЛогосВос (Пособия Логос), Издательство "Чтение"Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС) Репро

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ - специализированные магазины (начиная от дешевых): ТифлаВос (производители колодки по брайлю, грифелей, транспортиров, линеек и других товаров) КРИ "Контакт"

Семицветик (работают с западными поставщиками, много интересных товаров, владельцы магазина незрячие люди, поэтому  выбору товаров подходят серьезно)

Тифлоцентр "Вертикаль" товары для обучения по приемлемым ценам, а также свои разработки- игры, игрушки для незрячих людей, наклейки, оборудование для детских садов. Обзор товаров здесь

Бумага, тетради по ссылке

Контакт-ВОСДоступная среда - цены намного выше 

Для обучения в старшей школе, Вузе ЭлитаГрупп

БЫТОВЫЕ ТОВАРЫ можно купить в магазинах, но как и с игрушками, специальных товаров не так много и полезное можно найти в обычных магазинах.

Также множество уникальных товаров можно найти в зарубежных магазинах: FutureАidsAPH

Идеи для подарков можно посмотреть здесь, также иногда интересные товары появляются на авито

#магазин#магазины#грифель#товары#книги#подарки#школа

 БУДНИ ТИФЛОПЕДАГОГА

Как стимулировать речь незрячего ребенка?

Развитие речи незрячего ребенка происходит по тем же закономерностям, что и у зрячего ребенка. Наличие тяжелого нарушения зрения может привести к особенностям речевого поведения и общения, но сроки возникновения первого гуления, слов будет совпадать со зрячим ребенком или чуть-чуть задерживаться. Если в три года незрячий ребенок не произносит первые слова-эти повод посмотреть на ситуацию с точки зрения дополнительного нарушения и обратиться к специалистам не ища причины исключительно в слепоте малыша.

Что стимулирует общение? 👉искреннее, иногда гипербализировано-эмоциональное общение с малышом-ребенок, не видя, должен слышать и слова, и эмоции, и чувства
 👉тактильный контакт (обнимания, покачивания, телесные/народные игры)
👉руки это речь-чем лучше развиты пальчики-ладонь-тем гармоничнее развитие речи (массаж пальчиков, вкладывание тактильных материалов и игрушек, работа и игра ручек=терапия руки)👉аудиосказки-телевизор-детские песни-НЕТ!!! ТОЛЬКО живое общение, иначе уход ребенка в себя и процветание эхолалии
👉игрушки с возможностью записи своего голоса и прослушивания-могут заинтересовать ребенка и стимулировать к разговору (у нас был вот такой-как на картинке-телефончик с возможностью записи/ воспроизведения)

👉из новоуслышанного и проанализированного 👉Зоя-Сова-не для незрячих детей ибо уход в музыку, быстрый темп, неготовность ребенка к занятиям с карточками
👉Томатис-усиленная из вне стимуляция мозга -я всегда осторожно отношусь и предпочту стимуляцию мозга естественными способами через терапию руки и живое общение. Для детей с аутизмом может быть, для незрячих детей вряд ли, особенно с признаками аутизма нет.

Есть незрячие дети, которые не начинают говорить или которые перестают говорить - это тоже важно вовремя заметить и, не бросая работу по развитию осязания и общения, учить другим способам общения и ребенка, и родителей, и окружающих

Часто родители первоклассников сталкиваются с трудностями, особенно, когда ребенок начинает изучать Брайль и часто помочь ребенку может и логопед, имеющий опыт работы с незрячими первоклассниками. Если вы столкнулись с такими проблемами, советую читать блог  "Логопедия для незрячих"=Tactile Speech Factory

#речь#школа#обучение#развитие

понедельник, 8 февраля 2021 г.

ТЕЛЕФОН...

Я люблю телефон - старый, дисковый...
Для развития незрячего ребенка такой телефон таит множество возможностей.

  • развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев - выставить один пальчик и вставить его в отверстие с цифрой
  • сила пальцев -"набрать" номер- прокрутить одну цифру.
  • развитие слухового внимания- длинный и короткий звук циферблата в зависимости от набираемой цифры и длинный/короткий гудок при ожидании ответа
  • нажатие рычажка, на которой лежит трубка
  • согласованная работа двух рук, удержание предметов- поднять/положить трубку, правильно ее расположить, поднести к уху
  • социальные навыки- разговор по телефону, правила разговора-начинать/заканчивать разговор, задавать/отвечать на вопросы
  • провод- если закручен спиралькой- его можно растянуть

У нас был и дисковый и кнопочный и сейчас сенсорный
Кнопочный стационарный телефон я тоже специально выбирала- это был телефон Русь, который проговаривал все кнопки, на которые нажимаешь, когда набираешь номер. У телефона мы проводили уйму времени, ловили номера, где стояли автоответчики, запоминали, набирали.
На любом кнопочном телефоне цифры располагаются в строго определенном порядке и зная это, мы учим и ребенка, формируя и закрепляя навык ориентировки от определенной цифры- цифра "5" всегда с рисочкой или осязаемой точкой и от неё начинаем ориентироваться пальчиком - справа (6)- слева (4), над (2), под (8), верхний правый угол (3), нижний левый угол (7) и т.д. Это помогает и в дальнейшем, так как принцип расположения цифр на клавиатуре телефона совпадает везде, например, в банкоматах.

Далее мы перешли на кнопочные смартфоны - и не испытывая трудности в наборе номера, научились набирать и текстовые сообщения, нажимая на одну клавишу до тех пор, пока не появлялась нужная буква- начинали с обычных не озвученных телефонов.

Ну а потом появились сенсорные телефоны... и к ним наши дети подошли во всеоружии 😎. Да, почти в каждом сенсорном телефоне есть настройки универсального доступа и сообщения можно проговорить, прослушать, номера набрать с помощью голосового помощника. Сейчас даже представить трудно, то было время, когда универсальный доступ был только у айфона...

Поэтому, пройдя через все "терни", наши дети стали универсалами и ловят удивленные взгляды, когда набирают вручную номер или сообщение на абсолютно темном экране телефоне быстро и легко перемещая пальцы. Для меня это до сих пор похоже на магию, но истоки этого мастерства я знаю

#обучение#развитие#телефон