АУТИЗМ И НЕЗРЯЧИЙ РЕБЁНОК
Аутизм это комплексное нарушение мозговых функций, когда связь между мозгом и принимающими рецепторами, обрабатывающими информацию, нарушена. У ребёнка есть слух, зрение, тактильная чувствительность- он готов воспринимать мир всеми органами чувств и органы готовы, однако импульсы от клеток не доходят по цепочке в мозг или мозг, ввиду нарушения его развития, не способен перерабатывать данную информацию, поэтому она не доходит до психических функций и не становится частью человека, его жизненным опытом.
У незрячего ребёнка нет важного пути принятия информации- зрения, через которое мы получаем до 90% информации, то есть «выключен» главный источник информации и в связи с этим проявляются «аутичные черты»- боязнь звуков, любовь к порядку и повторяющимся рутинам, большое время на обработку информации. Трудности в установлении контактов, тактильная брезгливость, навязчивые движения- всё то, что есть у аутичных детей и те симптомы, видя которые недалёкие специалисты ставят незрячему ребёнку автоматически аутизм.
Однако стоит видеть существенное различие между истинным аутизмом и чертами, которые выглядят как аутистические, которые однако не являются такими применительно к незрячему человеку. Главная разделительная полоса- это то, что аутист имеет все сохранные анализаторы, но не может обработать информацию. У незрячего человека нет зрения, мозг не может обработать визуальную информацию, но может обработать и обрабатывает другую-слуховую, тактильную и пр. «Аутистические проявления» у незрячего человека могут быть оправданы и объяснены- у аутиста нет.
Боязнь громких звуков- незрячему ребёнку требуется больше времени, чтобы понять, осознать и обработать новую информацию и переработать её в устойчивый паттерн ощущения. Мы можем помочь, объясняя снова и снова звук, характеризуя его- дополняя тем самым ту информацию, которую ребёнок не может получить, и которая помогает ему в осмыслении и структурировании ощущений.
Зацикленность на определённой игре- незрячему ребёнку требуется больше времени на усвоение определённого навыка, на исследование и распознавании свойств игрушки. Не имея возможности видеть, незрячий ребёнок может находить в одной и той же игрушке всё новые и новые стороны и возможности игры, а также те ощущения, которые нам, зрячим людям не понятны, пока мы не закроем глаза и не повторим действие за ребёнком. Однако существует опасность, что распознав игрушку и привыкнув к ней, незрячий ребёнок не захочет в силу своей инертности и малой познавательной активности, переключиться на другую игрушку, задача родителей или открыть в игрушке новую сторону или разнообразить игру ребёнка, дополнив и включив новые элементы.
Любовь к музыке- музыка, это звуки, которые легче всего понять незрячему малышу: слушание музыки не заставляет ребёнка совершать усилия и доставляет удовольствие.Ребёнок слушает и слушает, уходит в себя, мозг перестаёт работать, так как информация ему знакома , а новая не поступает, когда ребёнок просто слушает музыку- ребёнок склоняется к аутизму-уходу в себя и свой мир.
Двигательные стереотипии (раскачивания, кружение на месте)- ребёнок получает удовольствие от движений, ощущений, компенсирует двигательную пассивность. Наша задача, дать ребёнку новые ощущения, более адекватные и полезные, чтобы они вытесняли навязчивые и некрасивые- увеличить спектр двигательной активности.
Любовь к порядку- так незрячему человеку легче ориентироваться и чувствовать себя уверенно в ситуациях, когда он не может увидеть, что где лежит, или что куда переложили. Через порядок жизнь становится более предсказуемой и контролируемой.
Трет глаза - есть несколько теорий, которые объясняют такое поведение ребенка- чешутся глаза, хочет спать, видит искорки. Наблюдения за незрячими детьми, позволили выдвинуть следующую теорию: организм любого человека функционирует как система, в которой каждый орган призван выполнять определенную функцию-глаза должны видеть и смотреть, но если человек незрячий, то в организм и в мозг не поступает информации от этого органа чувств, в то время как глаза как орган присутствуют- через надавливание и трение в мозг отсылается информация, что глаза никуда не делись, что, хотя они не видят, они есть. Безусловно, надавливания на глаза это вредно-это выглядит очень не красиво, это травмирует глаза, и может послужить источником инфекции, поэтому от трения и надавливания на глаза ребенка стоит отучать и часто помогают только постоянные напоминания и отдергивания.
Таким образом, у незрячего ребёнка есть проявления, которые похожи на аутистические, в большинстве случаев они компенсируются и корригируются работой педагогов и родителей, пониманием особенностей восприятия мира незрячим ребёнком, и созданием условий и предпосылок к структурированию окружающей действительности, большую часть которой незрячий человек не видит, но может ориентироваться в ней благодаря полученным навыкам и усвоенным и вырабатываемым алгоритмам поведения и взаимодействия. Не проводя подобной работы с незрячим ребёнком, нежелание или пассивность родителей, закрывающих глаза на такую существенную особенность и не придавая ей особого значения, приводит к тому, что аутистические черты развиваются и начинают доминировать в личности незрячего ребёнка, существенно затрудняя дальнейшие попытки коррегирования.
Сенсорная диета или что поможет снизить количество стереотипных движений
нарушение сенсорной интеграции- восприятия своего тела, а также нарушение обработки информации системами организма характерно для детей с аутизмом и у зрячего ребенка именно нарушение сенсорной интеграции может являеться признаками аутизма. У незрячих детей нарушение сенсорной интеграции является неотъемлемой частью развития, так как отсутствие зрения автоматически и вполне логично ведет к нарушению восприятия информации и системной обработки ее организмом. Но у незрячих детей это не обозначает автоматически аутизм - незрячего ребенка надо научить обрабатывать информацию без участия зрительного анализатора и тем самым сгладить и свести к минимуму нарушение сенсорной интеграции. Система обработки информации будет выстраиваться у незрячего ребенка по другому и если в ситуации со зрячим ребенком с аутизмом мы стараемся примерить его с окружающим миром, то с незрячим ребенком нам взрослым надо понять, как воспринимают мир слепые люди и как на основе этих знаний или помочь слепому человеку или самим понять как можно жить без зрения.
Просматривала компьютер и нашла очень интересную лекцию, которую слушала буквально на одном дыхании в 2010 году в Санкт-Петербурге в Институте Рауля Валленберга. Читал педагог из Норвежского центра специального образования Knut
Brandsborg.
Перевела и надеюсь, статья будет полезна и родителям, чтобы понять и помочь своему ребенку и педагогам и воспитателям, которые работают с незрячими детьми.
"Аутизм и незрячий ребенок"
"Исследование. Взгляд на связи между аутизмом и зрением"