четверг, 18 апреля 2019 г.

КАК, ГДЕ И КАКУЮ БУМАГУ КУПИТЬ ДЛЯ ПИСЬМА ПО БРАЙЛЮ?

Бумага, которую используют незрячие люди для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля отличается от обычной бумаги.

У брайлевской бумаги есть свои стандарты и особенности, от наличия которых зависит, насколько комфортным и удобным будет процесс чтения и письма для незрячего человека. И именно для чтения качество бумаги наиболее важно- точки брайлевских букв на правильной бумаге получаются комфортными для восприятия подушечками пальцев, легкими для распознавания и просто красивыми.

Специальную бумагу можно купить в специализированных магазинах:
ИПТК "Логос" (тетради для школ, блокноты, листы бумаги)
Тифлоцентр "Вертикаль"
Также бумагу подходящих параметров можно купить  в магазинах, специализирующихся на продаже бумаги разных видов.
Необходимо только знать основные требования к бумаге для письма по Брайлю:

1) Формат бумаги
для письма в тетради с использованием российского прибора (18 строчный) лист 380 на 250 мм (лист складывается пополам)
для письма в американском приборе ( 27 строчный) или для использования в печатных брайлевских машинках размер листа 210 на 300 мм. Этот лист уже складывать не надо, так как в отличии от российской практики, на Западе дети пишут не в тетрадях, а на листах, которые потом складываются в папку или скрепляются в папках на кольцах.
2) плотность бумаги (от которых зависит качество точек) 160-190 г/м2 (Логос предлагает бумагу плотностью 135г/м2.
3) цвет белый
4) поверхность матовая

#брайль #бумага #товары #магазин 

пятница, 12 апреля 2019 г.


ТАКТИЛЬНЫЙ САД

Идея тактильных садов и парков не нова и реализуется  на протяжении многих лет.

В последние несколько лет эта идея стала активно воплощаться и у нас в стране: в разных городах снова и снова открываются тактильные парки со стандартными решениями: тактильные дорожки, растения (потрогать и понюхать).

На самом же деле, возможности и идеи для сада, который будет настоящим приключением для незрячего ребенка, бесконечны стоит только задать в  англоязычных поисковых системах сочетания sensory garden- nature for children-blind child in the open.

Русскоязычный интернет тоже выдает результаты такого поиска, но открылся первый сенсорный сад в России не в 2017 году, а 14 ноября 2008 года.  И сделали это родители слепых детей и как приятно и отрадно осознавать, что у истоков истинного тактильного сада для слепых детей в первого для незрячих детей в России - стояла и я в составе команды Е.Насибуловой. Если быть краткой, то было это так:
1. Елена Н. посетила Голландию, где в рамках «The Netherlands Senses International project – Early intervantion for the blind children» увидела воплощение тактильного парка, как пространства, где дети могли с интересом провести время на открытом воздухе.
2. Вместе с Еленой идея приехала в Москву, где  стала обрастать реальными планами, задумками, набросками.
3. Мы работали в  детском саду №224, в котором была открыта группа для слепых детей и именно на территории этого детского сада и решено было создать тактильный сад "Сад Ощущений".
4. Был снят фильм о наших детях, трогающий душу и заставляющий посмотреть на слепых детей и их мир их и нашими глазами, глазами родителей. 
5. Наши дети рисовали и эти рисунки мы продали на благотворительном аукционе.
6. Был разработан проект, был решен вопрос о размещении сада на территории детского сада, принадлежащей городу. Презентация "Сад Ощущений"
7. И мы это сделали! Репортажи об открытии Первого тактильного сада для слепых детей 
НТВ "Простые вещи для незрячих детей"
Репортаж на Первом Канале-ОРТ
Тоже о проекте
Прошло много лет- дети выросли, мы ушли из детского сада- ушли друг от друга. Немногие, наверное, помнят об этом уникальном первом опыте создания тактильного сада для слепых детей и я даже не знаю,  как сейчас живет наш "Сад Ощущений"...

Но опыт "Сада Ощущений" переняла московская школа для слепых детей: тактильные наземные поверхности, мостик, садовые фигуры животных. В 2016 году появилась арка, которую было предложено "вписать" в развивающее пространство. Задание получили учителя по ориентировке и была разработана и реализована концепция "Звуковой Арки".

В 2018-2019 году на новой территории нашего дошкольного отделения с новыми силами мы работаем над проектом Тактильного сада. Идея остается неизменной: тактильный сад - это расширение жизненного, игрового, воспитательного и обучающего пространства для слепого ребенка. Тактильный сад позволяет ребенку, выходя на прогулку,  через игру и деятельностное времяпрепровождение, воспринимать окружающий мир всеми органами чувств, узнавать новое и закреплять полученные навыки и знания -и все это легко и непосредственно.

Множество идей я почерпнула из зарубежных источников, и как оказалось все гениальное-просто. Рекомендации и советы собраны в презентации "Тактильный Парк"

Pinterest

#мирвокруг #детскийсад #доступнаясреда #тактильныйсад #природа 

суббота, 9 марта 2019 г.

ИНКЛЮЗИЯ: ЗА И ПРОТИВ


«…дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами — участниками Конвенции о правах ребенка». (Конвенция о правах инвалидов ООН)

Современное общество ставит перед каждым гражданином определенные требования для достижения успешности и самореализации. Успешность и самореализация неотъемлемо связаны с тем объемом знаний, который получает каждый ребенок в процессе воспитания и обучения, а также с возможностью применения этих знаний и умений во взрослой жизни. 

В нашей стране, став популярной, идея инклюзии, не стала системой, обеспечивающей равные права и возможности для вех детей. Наши особые дети готовы к инклюзии, готовы и открыты для всех, но...общество - родители, чиновники и др/ не готовы пока понять и принять наших детей, увидеть в них возможности, не готовы отдавать и вкладывать... Специальные школы, с уникальным опытом, уникальными методиками, уникальными учителями и специалистами закрываются, объединяются= уничтожаются и инклюзия приобретает уродливые черты- инклюзия детей-инвалидов разных нозологий друг с другом.
Что пошло не так и почему? Видение ситуации и проблемы в статье "Проблемы Инклюзивного образования в российских реалиях"
Мысли и рассуждения по теме "Инклюзивное образовании: есть в этом смысл, нет его...? возможно ли это на территории нашей страны или нет...?"

#обучение #детскийсад #инклюзия #школа#мысли
ИГРУШКИ И НЕЗРЯЧИЙ МАЛЫШ

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Зачем ребенку любимая игрушка? Как подобрать игрушку для ребенка, который не видит? Есть ли специальные игрушки для незрячих детей? Попробуем ответить на эти вопросы в статье "Игрушка и Незрячий Малыш" 




#малыши #детскийсад #развитие #игрушки
БРАЙЛЕВСКИЙ ДИСПЛЕЙ

Брайлевский дисплей- техническое средство, которое обеспечивает полноценный доступ незрячих людей к печатным материалам, к интернету, расширяющий возможности незрячего человека.
Как выбрать дисплей?

Подборка статей по теме "Компьютеры" от РОД "Родители слепых детей"


#обучение #школа #брайль #дисплей #государство 

#воспитание #малыши 

четверг, 7 марта 2019 г.

МОСКВАРИУМ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ. ИЗ ОПЫТА ПОСЕЩЕНИЯ

Адрес: Москва, территория ВДНХ, проспект Мира, д. 119, стр. 23
Режим работы: ежедневно с 10:00 до 22:00. Cанитарный день - последний понедельник месяца
Стоимость посещения: для детей-инвалидов 10 рублей при предъявлении розовой справки, также 10 рублей для сопровождающего ребенка-инвалида.
Стоимость билетов: один из главных и существенных плюсов Москвариума. В отличии от других музеев, где для ребенка-инвалида идет скидка, но стоимость превышает 100 рублей плюс сопровождающий должен заплатить за себя полную стоимость, в Москвариуме этого нет – ребенок инвалид и сопровождающий платит по 10 рублей!

Как и при посещении любого музея, для Москвариума также необходима предварительная подготовка- чем больше ребенок знает, тем ему интереснее. Перед посещением Москвариума я советую родителям почитать с детьми:
из художественной литературы -  И.Токмакова «Где спит рыбка»; А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; М.Яснов «Подводная считалка»; Н.Матвеева «Рыба, рыба»; Е.Пермяк «Первая рыбка»; О.Григорьев «Сом»; Л.Толстой «Акула»; М.Яснов «Рыбка», «Про карасика»; В.Сутеев «Как я ловил рыбу»; М.Стельмах «Горе-рыбалов»; Р.н.сказка «О щуке зубастой»;  Р.н.сказка «Сказка о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове»;  Р.н. сказка «По щучьему велению»; Е.Чеповецкий «В тихой речке»; И.Демьянов «Невкусные ёршики»; Г.Юдин «Ёжик и ёршик»;  Н.Сладков «Рыбий загар»; Н Сладков «Рыбьи пляски»; Н.Сладков «Шёпот рыб»; Н.Сладков «Озорники»; Н.Сладков «Линь»; Н.Сладков «Золотая рыбка».

послушать аудиоэнциклопедии

Что есть интересного в Москвариуме  для незрячих детей?
На территории Москвариума есть: 
1) фигура древнего динозавра в натуральную величину, по динозавру можно полазить и изучить его с разных сторон; 
2) настоящая деревянная лодка, которую тоже можно изучить, посидеть в ней;
3) две большие раковины, в которых тоже можно посидеть и послушать шум моря; 
4) гигантское яйцо какого-то древнего ископаемого- в яйцо тоже можно залезть; 
5) на входе в Москвариум вас встречает белый медведь- в натуральную величину, сделан из белого холодного метала. На его примере очень удобно объяснить ребенку настоящие размеры медведя, ребенок дотянется только до живота медведя, но сможет оценить величину его лап- наши дети от медведя всегда в восторге;
6) в Москвариуме есть зал «Потрогай» с контактными аквариумами, в которых плавает разная живность- скаты, рыбы, акулы- все обитатели контактных бассейнов безопасны, но дотянуться до них сложно, зато можно поиграть с водой, что детям тоже доставляет массу удовольствия. Вода в бассейне соленая- советую после игр помыть руки (в WC);
7) музей предоставляет услуги аудиогидов;
8) за отдельную плату можно покормить рыбок- тоже интересно и интерактивно


Также для игр и занятий с детьми я бы рекомендовала:
1.Трафареты «На полюсах и в океанах», Лапато Е. (Ред.)
2.Книжки-задвижки"Под Водой", изд-во Росмэен (как адаптировать читайте здесь

Но по настоящему интересным посещение Москвариума будет, если вы заранее подготовитесь: купите и возьмете с собой  игрушки и фигурки (фирма CollectaSchleichPapoSafari) - мурена, акула, скат, дельфин, нерка, осьминог, краб, черепаха, крокодил, коралл, раковина, морская звезда, дельфин, рыба-молот, рыба-меч. Это те обитатели Москвариума, о которых можно рассказать ребенку, присев на скамейки и изучив фигурки тактильно- тогда вы сможете наслаждаться Москвариумом визуально, а ваш ребенок также получит удовольствие и полезно проведет время, изучая фигурки.

Чего мне не хватило в Москвариуме и над чем можно было бы поработать
1. Побольше интерактивности- фигурки животных, рыб, морских обитателей около аквариумов, чтобы рассмотреть жителя аквариума можно было и тактильно
2.  Не очень удачная навигация, чтобы увидеть номер аквариума, нужно вглядываться даже человеку с хорошим зрением. Также навигация к местам общего пользования (туалеты, кафе и пр) сделаны не интуитивно.
3.  В туалете сложно разобраться с кранами с мылом, а также нет бумажных полотенец, только громкие сушилки, которые пугают детей.
4.  Я бы наполнила Москвариум запахом воды.

В заключении могу сказать, что при всех своих незначительных недостатках Москвариум тот музей, в который стоит сходить даже с незрячим ребенком. Мы были с нашими детьми много раз и всегда это масса восторга. Москвариум относительно молодой музей и надеюсь, что он будет совершенствоваться, меняться и становиться интересным для всех детей и главное, для незрячих ребятишек. Уже сейчас музей работает в данном направлении, проводя интерактивные экскурсии для наших детей. 

#выходвсвет #мирвоуруг #музеи #выставки #доступнаясреда