вторник, 8 декабря 2020 г.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ НА ПМПК

Выступление на межрегиональном он-лайн семинаре для руководителей и специалистов ПМПК, 30 ноября 2020

Презентация

Видео

Дополнение к презентации: для обследования незрячих детей уже обучающихся в школе будет полезна книга Г. А. Проглядова, В. З. Денискина "Формирование базиса для овладения шрифтом Брайля" МПГУ

#обучение#воспитание#диагностика#обследование#детскийсад#школа

воскресенье, 6 декабря 2020 г.

НЕЗРЯЧИЕ ДЕТИ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ИЛИ КОРКОВОЙ СЛЕПОТОЙ- 

категория детей с нарушением зрения, которая стоит особняком. В отечественной тифлопедагогике дети с корковыми нарушениями не описываются и не конкретизируются, приемы работы с ними также не описаны, в то время как на Западе развитию и обучению детей с корковыми нарушениями зрения много лет уделяется большое внимание. Дети с корковыми нарушениями имеют серьезное нарушение зрения, но это не слепота и при ранней помощи и обучении они достигают уровня зрительного восприятия достаточного, чтобы учиться в обычной школе или школе для слабовидящих детей. При сочетанных с корковыми нарушениях дети начинают зрительно выделять и распознавать предметы, буквы и цифры, но учатся уже в специализированных школах для детей с ТМНР. В любом случае- тема развития зрения у детей с корковыми нарушениями интересна и затягивает, ниже даны ссылки на ресурсы, которые наиболее полезны и насыщены практической информацией.
НО, как утверждает один из зрительных терапевтов, дети с корковыми нарушениями зрения, знакомясь с брайлем в "зрительном" формате (укрупненном - куклы Брайлетта, раскладывание мячей в ячейки наподобие брайлевских букв и пр), не используют Брайль для обучения в школе и, следовательно, эти дети не могут стать теми, за развитие и обучение которых в зрительном плане я бы взялась. С другой стороны, на моей практике такие дети есть, и если у ребенка есть дополнительные сочетанные нарушения, то в условиях отсутствия системы обучения детей с корковой слепотой в России, посещая школу для слепых, дети не усваивают брайль (не могут ввиду тактильной агнезии) и не развивают зрение (так как мы не занимаемся этим в полном объеме); если у ребенка с корковой слепотой нет других нарушений здоровья- то они, обучаясь, осваивают брайль и плоский шрифт, но опять таки- знание брайля перевешивает.
Резюме - если у ребенка диагностируется корковая слепота (а для диагностики этого состояния есть проверенные опросники), то развитие зрения от рождения до конца начальной школы обязанностью и ответственностью лежит на родителях. Но опять -  диагностировать корковые нарушения зрения должны НЕ родители (которые в надежде на развитие зрения пренебрегают развитием осязания, а развить осязание до брайля это сложный процесс), а компетентные специалисты- актуально и важно это становится опять таки из- за того, что после диагностики работа с ребенком должна вестись и по направлению развития зрительного восприятия, и тактильности, и СБО.
Если вы воспитываете ребёнка, который считается слепым, но вы знаете, что он видит и вы хотели бы продиагностировать его зрительные возможности, подобрать игры и активности для развития зрения, обращайтесь за диагностикой, консультацией, программой сопровождения "TifloBlind" 

https://www.pathstoliteracy.org/blog/category/cvi

Леа Тест

What is CVI?

Н.Баррага

CVI American Printing house for the blind

Everydaycvi.com

Развитие светоощущения http://mojrebenok.narod.ru

Pinterest

Контрасты видео

#светоощущение#практическаяслепота#корковаяслепота#cvi

суббота, 21 ноября 2020 г.

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕЗРЯЧЕГО РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Построение работы учителя-дефектолога при реализации индивидуально-ориентированного подхода к воспитанию и обучению слепого ребенка".

Выступление на Научно-практической конференции «Современные исследования в тифлопедагогике» 13.11.2020

Презентация

Текст

Видео

#обучение #детскийсад 

воскресенье, 1 ноября 2020 г.


НЕЗРЯЧИЙ РЕБЕНОК РИСУЕТ

Незрячий ребенок тоже умеет рисовать, только цели и задачи, результаты, которые мы ставим и хотим увидеть от незрячего ребенка совсем другие.
В детском саду такой привычный для обычных детей как рисование, трансформируется в предмет "Тифлографика", главной целью которого является развитие мелкой моторик рук, обучение различным движениям пальцев, подготовка руки к письму рельефно- точечным шрифтом Брайля, восприятие рельефного изображения, развитие согласованной работы рук, расширение представлений о предмете и их изображении и пр.
Мы не используем кисточки, хотя рисуем красками- пальчиковыми, на самом начальном этапе и это скорее, эстетическое и душевное рисование.
Мы используем для рисования пластилин и карандаши.
И, конечно, мы используем и адаптируем привычные предметы, чтобы сделать рисование интересным и полезным для незрячего ребенка. 
Как это сделать и как способствовать тому, чтобы слой ребёнок рисовал с пользой и удовольствием читайте в авторской статье "Незрячий ребёнок рисует"

#рисование#тифлографика#

суббота, 15 августа 2020 г.

 ИГРА ПАЛИТРА и ЦВЕТ для НЕЗРЯЧЕГО РЕБЕНКА

Игра «Палитра», торговая марка «Форма». Представляет собой немного измененную игру Colorama (фирма Ravensburger, обзор игры и правила https://www.mosigra.ru/Face/Show/Colorama/rules/). В отличии от Colorama, «Палитра» предполагает парную игру, хотя можно использовать и одному ребенку, предложив разные задания.

Как адаптировать игру для незрячего ребенка и как объяснить цвета читайте в авторской статье Игра Палитра и Цвет для незрячего ребенка 


#цвет #настольная игра #настольные игры #подарки #подарок

пятница, 14 августа 2020 г.

ФЛАГИ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ

Флаг является одним из основных  символов государства, в котором отражается история страны, ее идеалы и устремления.  
Как сделать флаг доступным для восприятия и понимания незрячим ребенком? Предлагаю следующую адаптацию изображений флага для незрячих детей. Флаги для незрячих детей  

#флаг

пятница, 5 июня 2020 г.

ТАКТИЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ Г.МОСКВА
 В 2018 году дошкольное отделение нашей школы (ГБОУ ШОР №1) переехало в новое здание. Это здание старого детского сада, которое собирались сносить, но решили передать нашей школе. В здании был сделан капитальный ремонт и перепланировка и сегодня детский сад посещают около 40  детей.  И, конечно, на территории детского сада есть прогулочная площадка. Все оборудование современное и отвечает интересам детей, однако наши дети- особенные во всех отношениях: гуляем мы обычно все вместе и так как дети не пользуются белой тростью и не могут ориентироваться в большом пространстве, то гуляют рядом с воспитателем, держа его за руку; дети не видят окружающего и не могут самостоятельно найти для себя интересное занятие, в то же время, пространство детской площадки ими хорошо изучено, но сделано это, скорее на механическом уровне.
Для нас было важным сделать прогулку и пребывание на улице интересным, познавательным, предоставляющим для незрячего ребенка возможность новых открытий, впечатлений, игр, занятий каждый день; соблюсти безопасность, обеспечить информативность, насыщенность, стимулировать включение сохранных анализаторов.
Как это сделать? Мы имели перед собой законченное пространство, с продуманным ландшафтом, высаженными деревьями и кустами, размещением малых архитектурных форм. Необходимо было не менять глобально, а вписаться в существующее пространство, не затрачивая больших средств. Общепринятые тактильные дорожки, мостики показались нам слишком обычными. И мы решили…  благодаря творческим идеям и усилиям воспитателей и специалистов дошкольного отделения был реализован  проект «Мультисенсорная комплексная развивающая площадка «Чувствую, Играю, Познаю», опыт которой можно использовать в любом детском саду для разных детей.

#тактильная площадка#сенсорнаяплощадка#прогулка#
мирвокруг#природа #достсупнаясреда