пятница, 22 декабря 2017 г.

БЕЗОПАСНОСТЬ СЛЕПЫХ, СЕНБЕРНАРЫ И МИЯКЭ СЭЙИТИ: ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ТАКТИЛЬНЫХ ТРОТУАРНЫХ ПЛИТОК

Знаете ли вы, что тактильные плитки, которые помогают слепым и людям с ограниченным зрением ориентироваться, изобретены в Японии?

Миякэ Сэйити родился в 1926 году в г. Курасики преф. Окаяма, он был старшим сыном бакалейщика. После войны он переехал в г. Окаяма и работал в гостиничном бизнесе, и любил делать разные технические усовершенствования, благодаря чему стал известен в городе как изобретатель. Кроме того, он страстно любил животных и держал пару редких по тем временам в Японии сенбернаров. Этим сенбернарам суждено было сыграть важную роль в изобретении «плитки Брайля».

В 1963 году у сенбернаров родились щенки. По этому случаю из преф. Хёго к Миякэ приехал человек, который оказался кинологом. Его прислал директор компании «Ниппон райтохаусу» Ивахаси Хидэюки, прослышавший о щенках. Компания занимается облегчением условий жизни людей с ограниченным зрением, и отец Хидэюки, Такэо, был её основателем.
Примерно в это же время Миякэ Сэйити видел, как на перекрёстке человек с белой палкой в руке чуть не попал под машину. Заревел клаксон, слепой человек растерялся – эта страшная сцена натолкнула Миякэ на мысль о том, что слепые люди не могут безопасно передвигаться по городу, и с этим нужно что-то сделать. Он уже занимался проблемами безопасности движения, и идея дорожного покрытия, помогающего людям ориентироваться, забрезжила у него в голове.

Ивахаси время от времени приезжал с семьёй к Миякэ, и они увлечённо обсуждали проблемы людей с ограниченным зрением. Формирование идеи рельефной плитки подтолкнуло также и то, что сам Ивахаси страдал от наследственного пигментного ретинита, одной из форм дистрофии сетчатки, и, по прогнозам врачей, через 5-6 лет мог полностью потерять зрение.

Миякэ Сэйити вместе с братом Сабуро на собственные средства основали «Центр исследований и испытаний безопасности движения». Идея рельефного покрытия появилась, когда Ивахаси сказал, что сквозь обувь ногами он может чувствовать разницу между мхом и землёй. Постепенно, методом проб и ошибок они пришли к форме тактильной плитки, похожей на привычную нам.

Чтобы распространить идею рельефного покрытия, помогающего ориентироваться, Миякэ попытался заручиться поддержкой Общества слепых префектуры Окаяма и в 1967 году попытался обратиться к председателю, Кисимото Дзютаро, однако тот принял Миякэ за бизнесмена, который пытается впихнуть свой товар, и прогнал его. Миякэ не оставлял усилий и продолжал заходить к нему, пока тот не проникся идеей «плитки Брайля», а тогда уже стал её горячим сторонником и помогал в переговорах с властями преф. Окаяма и даже с Министерством строительства (сегодняшнее Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма).

Особым моментом в истории жизни Миякэ Сэйити стало открытие первого участка рельефного покрытия возле префектуральной школы для слепых Окаяма перед пешеходным переходом на государственной дороге №2. Оно было сделано из 230 блоков, пожертвованных Миякэ, и стало первым таким покрытием в мире. Перед использованием, ещё до официального открытия, рельефную плитку много раз испытал Ивахаси. Однако несмотря на все усилия Миякэ, которые он прилагал к распространению идеи, ещё долгое время после этого не поступало даже запросов о возможностях её применения.

Всё изменилось после одного телефонного звонка в 1970 году. Звонили из отдела оборудования безопасности дорожного управления Токийской мэрии и спрашивали о возможном бюджете на создание рельефного покрытия примерно в 10 000 блоков с восточной стороны станции Такаданобаба, где расположены Библиотека Брайля, Центр социального обеспечения слепых, Ассоциация Хелен Келлер и другие подобные учреждения. Потом, в 1973 году, Министерство здоровья и благосостояния (сейчас – Министерство здоровья, труда и благосостояния) приняло программу модельной городской среды, приспособленной для людей с ограничениями по здоровью, а впоследствии этому примеру последовали и окружающие Токио города.

После долгой напряжённой работы на благо окружающих Миякэ Сэйити в 1976 году попадает в больницу, а в 1982 году создатель рельефной плитки умирает в возрасте 57 лет. Его имя и сейчас не так широко известно, но каждый раз, выходя на улицу, мы видим результаты его усилий, и компания, им основанная, продолжает работать под руководством его младшего брата, Миякэ Сабуро.


Пока мы бьемся над возвращением тактильной плитки на улицы Москвы, в Японии наступает будущее-в тактильную плитку монтируют QR-коды, которые в аудиоформате через приложения информируют незрячего человека о месте нахождения, направлении движения и расстоянии до объекта.
Если в этом году возродим тактильную плитку, то через 50 лет и QR-коды будем ждать. Идем с отставанием с миром в 50 лет🤔

Углубляемся в тему😎👨🦯Тактильная плитка была изобретена Seiichi Miyake и нашла свое широкое применение в Японии. В Японии тактильную плитку называют tenji blocks , что в переводе значит «плитка на Брайле», так как слово tenji это японская система письма и чтения по Брайлю 😎

Тактильная плитка может быть направляющей, может быть предупреждающей. Предупреждающая призывает незрячего пешехода остановиться и быть внимательным, направляющая направляет-ведет. Трость скользит по линии направляющей и ведет незрячего человека-это судя по техусловиям и видео передвижения незрячих людей, правда не у нас 😕. В наших городах тактильной плитки мало, направляющих еще меньше и если они есть идти по ним можно только маятниковой техникой-выложена плитка так, что трость не скользит, а спотыкается. Но, несмотря на это, направляющая тактильная плитка помогает в передвижении незрячего человека когда нет ориентиров и других направляющих в виде бордюров, стены и пр. Например, в переходах московского метро направляющие очень нужны. Ну а предупреждающие тактильные плитки-это обязательный элемент доступного и безопасного города 👨🦯💪

Почему тактильная плитка желтого цвета? 🤔об этом я подробно писала в своем блоге («Почему все-таки желтый?»), если кратко-желтый это последний цвет, который видит человек, теряя зрение; желтый-это лучший контраст для других цветов; желтый это лучший цвет для привлечения внимания, поэтому желтый так часто можно встретить у аварийных служб. Ну и картинка как видят светофор люди с разными нарушениями зрения отвечает на вопрос-почему все-таки желтый? P.S. мы рады и просто тактильной плитки без цвета-для незрячего пешехода-это большая и часто незаменимая помощь на улицах города

Почему с улиц города пропала тактильная плитка? 🤔Тактильная плитка необходима незрячему пешеходу, чтобы комфортно и просто передвигаться по городу, для незрячего человека тактильная плитка ориентир и еще безопасность-как еще без предупреждающей плитки понять, что тротуар закончился и уже началась проезжая часть? Да никак… так почему тактильную плитку убрали? Задавая этот вопрос разным людям и разным инстанциям я получала официальные ответы: 1) тактильная плитка мешает дамам на каблуках 🤬 2) через тактильную плитку не умеют переезжать люди на инвалидных колясках (учиться, однако, надо) 3) плитка мешает уборочной технике 🤬4) плитка, особенно желтого цвета, не эстетична 🤬5) плитка неудобна для велосипедистов, самокатчиков 🤬 … ну а теперь -на одной чаше весов все эти аргументы а на другой чаше весов безопасность=жизнь незрячего человека. Что перевешивает?

#доступнаясреда #выходвсвет #тактильнаяплитка #доступность

понедельник, 18 декабря 2017 г.

ПОМОЧЬ КАЖДОМУ УВИДЕТЬ ЦВЕТ

это миссия проекта Feelipa.

Цвет окружает нас повсюду и делает нашу жизнь интереснее и часто более понятной.
Но задумывались ли мы, что в мире живет большое количество людей с нарушениями зрения, при которых глазом или не воспринимаются определенные цвета, или человек видит мир черно-белым, или не видит вообще? И для этих людей тоже важно знать, какого цвета мебель, одежда, игрушки...



Компания Feelipa разработала простую и уникальную систему, при которой цвета могут восприниматься на ощупь,  а оттенки, получаемые через смешение трех основных цветов становятся   очевидными и понятными.

Эта система может с легкостью использоваться в самых разных сферах жизни, а принятие ее той или иной крупной компанией сделает их товары доступными для более широкого круга людей.



Ознакомиться с системой можно по ссылке
Подробнее о проекте на сайте Feelipa
Также о проекте на сайте blind.tech  
Видео о проекте 

 Как объяснить цвет незрячему человеку? по ссылке https://m.wikihow.com/Describe-a-Color-to-a-Blind-Person

#мирвокруг #цвет

воскресенье, 3 декабря 2017 г.

ПРАВА И ЛЬГОТЫ

Правовой Навигатор по вопросам обучения, МСЭ, ИПРА и прочее 
Бланки Документов
в ВК

#государство #льготы #закон

суббота, 2 декабря 2017 г.

«ПОЧЕМУ ВСЁ-ТАКИ ЖЁЛТЫЙ?»

Не дает мне покоя тема контрастности цветов при создании доступной среды для людей с нарушением зрения. 



Я привыкла к тому факту, что желтый цвет используется по всему миру как часть доступной среды - это и тактильные направляющие (в США, Японии), обозначение краев ступеней тоже часто желтого цвета (которое помогает лично мне, когда я не пользуюсь очками), первая тактильная книга моего сына тоже была желтого цвета с черными изображениями главных персонажей…Именно с этой всемирно известной и самой популярной тактильной книги для незрячих детей и началось по сути мое знакомство и принятие как аксиомы контраста цветов «желтое и черное».

В последнее время все чаще мне приходится доказывать «экспертам» по доступности, что желтый цвет как элемент доступности не случаен, приходится выдерживать и напор обывателей, которые говорят, что желтый цвет им не по вкусу, не соответствует их эстетике и, следовательно, ему не место на улицах Москвы (????).  
Я уважаю и ценю мировой опыт в создании доступной безбарьерной среды, и доверяю не нашим «экспертам», которых по сути нет, а экспертам Германии (через чтение специализированной литературы), Японии (через наблюдение за жизнью городов), США (через изучение их опыта создания Ties) и решила все-таки копнуть глубже и найти ответ на вопрос «Почему все-таки желтый?»

1.Понятие контраста цветов хорошо описывается в этой статье "Контраст по цвету", где отмечается, что лучший контраст по цвету дают синий-красный-желтый. Белый цвет ослабляет яркость других цветов, делая их более светлыми, а черный цвет наоборот усиливает прилегающие к нему цвета.  



2. Именно поэтому для совсем маленьких детей, у которых после рождения не развито цветовое восприятие и зрение функционирует еще не так как у взрослых людей, советуют выбирать игрушки с сочетанием цветов белый и черный, именно эти два цвета дают лучший контраст для ОБЫЧНОГО глаза.

3. НО при создании доступной среды речь идет не о несформировавшемся, а о нарушенном зрении. При нарушении зрения часто изображение сливается, переходя в серый, мутный цвет- в таких условиях белый цвет станет превращаться в серый - приближаться к черному и следовательно терять в контрастности.

4. Красный и синий цвет часто не воспринимается при некоторых заболеваниях глаз, и  поэтому могут быть приняты для создания доступной среды с рядом оговорок. В то же время, в самых своих темных оттенках красный и синий приближаются к черному. 

5. Остается желтый цвет. Желтый является последним цветом спектра, который способен воспринять человек при потере зрения (данные с сайта Тифлоцентра "Вертикаль")

6. На картинке изображен спектр цветов. Те цвета, которые располагаются друг напротив друга, являются лучшим по контрастности сочетанием между собой. Если принять во внимание, что желтый-синий-красный являются самыми яркими цветами, то судя по кругу видно, что желтый находится напротив фиолетового, который не входит в линейку лучших цветов, но приближается к черному.

7. Если посмотреть на тот же круг в черно-белом варианте, опять видно, что и в черно-белом исполнении цвета на месте желтого и синего дают лучший контраст.

8. Интересные и исчерпывающие факты приведены в официальном документе Guidelines for facilities for blind and vision-impaired pedestrians (стр.29) "... Safety Yellow Research by Bentzen et al (Accessible Design for the Blind (May 2000)) indicated that the colour “safety yellow” is so salient, even to persons having very low vision, that it is highly visible even when used in association with adjoining surfaces having a LRV differing by as little as 40%. Their research found that safety yellow TGSI having a 40% contrast from new concrete was subjectively judged to be more detectable than a darker TGSI having an 86% contrast with new concrete. “Safety Yellow” is the recommended standard colour for TGSI. Provided that contrast requirements are met, other colours may be used. User views should be sought from the Blind Foundation. White coloured warning TGSI should not be used in a way that could be confused with the bar of a pedestrian (zebra) crossing."

9. Важно также ориентироваться на документы, принятые в нашей стране и отражающие правила создания (тонкости и частности) составных элементов доступной среды:
ГОСТ Р 51671-2000 "Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности "...п. 6.8.5 Шрифт и символы должны быть контрастными: либо светлыми на темном фоне, либо темными на светлом фоне. 1. Контрастность шрифта символов на знаковой информации для слабовидящих должна быть по возможности не менее 70%. (примечание – совпадает с мировыми нормами)"

10. Иные нормы и стандарты по контрастности:  
DIN 32975:2009-12 Gestaltung visueller Informationen im öffentlichen Raum zur barrierefreien Nutzung

11. Определить контрастность в каждом случае может простой прибор и знание простой формулы или Таблица для определения Контрастности

12.Желтая тактильная плитка раздражает некоторых обывателей, даже из числа инвалидов. А не задумывались ли вы (вопрос к раздражающимся) почему и пиктограммы сделаны в таком же цветовом контрасте? почему желтый -это часто цвет для школьных автобусов? почему в последнее время разметку зебра делают чередуя желтый и черные цвета? почему спецодежда дорожных рабочих тоже желтого цвета? почему дорожные знаки часто или желтого цвета или обрамлены желтой полосой? 

И в конце моих размышлений- я работаю с незрячими детьми, воспитываю незрячего сына-  самый близкий мне человек и дети моих друзей не видят вообще- им все равно какого цвета плитка-желтая, красная, синяя, серая… для нас главное, чтобы она была. 
Но кроме незрячих людей, инвалидов на колясках, «эстетов» и пр. есть люди, для которых контраст элементов доступной среды является необходимым условием безопасного передвижения в городе. А перед безопасностью людей должно уходить на второй план все остальное, особенно «высокие чувства и вкус» кого-то там. 
При создании доступной безопасной среды должны учитываться особенности целевой группы, даже если эти особенности нам не понятны и работать над доступной средой для людей с нарушением зрения и для незрячих должны люди, обладающие компетенциями в области офтальмологии, тифлопедагогики, тифлопсихологии, дефектологии и пр. - очень много знаний? Но только это делает из человека профессионала и эксперта. 

А «эстетам», которые воротят от желтой плитки, я скажу- благодарите судьбу, что вы можете увидеть и оценить желтый цвет и просите жизнь дать вам умение понимать других людей, научиться человечности, терпимости, стать мудрее. 

P.S. В поддержку моего мнения информация,присланная коллегами
1.Теоретик цвета Фабер Биррен, который исследовал использование цветовых гамм в повседневной жизни, говорил о высокой степени видимости желтого цвета. Именно Биррен придумал в 1950-х гг. использовать справочники «Желтые страницы» для облегчения монотонной работы телефонных операторов. Исследования, проводимые позднее Пантоне, подтвердили теорию Биррена, который установил, что в печатном деле наиболее различимой комбинацией является черный шрифт на желтом фоне и именно такое сочетание наилучшим образом удерживается в памяти. Неудивительно, что этот цвет используется для предостерегающих дорожных знаков, юридических бумаг и для создания доступной среды. Желтый активно выступает в пространство, и поэтому считается самым заметным цветом.(спасибо Юлии Семеновой)

Виккипедия: 

1.Желтый цвет - призыв к осторожности
Жёлтый сигнал светофора означает, что запрещено начинать движение по перекрёстку, но можно продолжать уже начатое движение
На железнодорожном светофоре. Жёлтый сигнал разрешает проследовать со скоростью не более 60 км/ч, при этом следующий светофор «закрыт». 
На дорогах некоторых стран, включая Россию, встречается мигающий жёлтый сигнал, означающий общий призыв к осторожности.
В автомобильных гонках жёлтый флаг тоже означает призыв к осторожности. В частности, жёлтый флаг запрещает обгон.
Жёлтая карточка в футболе означает предупреждение
Жёлтый цвет используют в маркировке для слабовидящих: им окрашивают тактильную плитку, бордюры, ступени, жёлтые круги наносят на стеклянные двери.
В России вре́менные дорожные знаки, а также таблички «объезд» имеют жёлтый фон.
2. Сигнальные цвета в промышленности
Жёлтый свет имеет минимальное рассеивание в атмосфере, поэтому используется как сигнальный, предупреждающий цвет; часто в сочетании с чёрными косыми полосами — для повышения визуальной контрастности.
3.Цветоведение и техническая семиотика
В технических приложениях смысл цветовых маркеров достаточно жестко определяет применение каждого цвета.
Красный — опасность, запрет
Жёлтый — осторожно! Внимание!
Зелёный — безопасность, экологичность
Причины выбора сигнальных цветов связаны с цветовым и яркостным контрастами. Так, жёлтый участок спектра имеет максимальную видность, а потому чередование жёлтых полос с чёрными обеспечивает восприятие на наибольшем расстоянии.
Синий сигнальный свет применяется для небольших расстояний, так как его лучи сильно рассеиваются (военная, железнодорожная сигнализации).