НАВЯЗЧИВЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Навязчивые движения могут уходить своими корнями в самое детство - в период младенчества. Самое первое, что начинают изучать все дети - это свое тело, а именно ручки, ножки, рот. Ребенок прикасается разными частями тела к маме, к теплому одеялу, шершавой стене и начинает осознавать, что у него есть тело и границы этого тела. С трех месяцев ребенок не просто ощущает свое тело, но и начинает видеть и ручки, и ножки, весь окружающий мир – знания ребенка о себе и о возможностях своего тела стремительно расширяются.
Когда ребенок не видит, всю информацию и о себе и о предметах вокруг он получает от осязания, прикосновений, на слух, на вкус. Осязание становится основным, доступным и более менее легким способом узнать себя и окружающий мир. Но до окружающего мира надо еще дотянуться и найти предметы, а свое тело всегда рядом. Правда до ножек тоже надо дотянуться, захватить… на глаза надавить легче и от давления на глаза мозг ребенка получает информацию, что глаза как орган существует. Зрячие дети не давят на глаза, так как глаза выполняют свою основную функцию и мозгу не надо убеждаться, что глаза есть и для чего они нужны. У незрячего ребенка мозг такой информации не получает, и получает ее только при давлении на глаз. Не имея других игрушек под руками, незрячий ребенок снова и снова продолжает «играть» со своим телом – тянет руки в глаза. Поэтому, чем раньше и настойчивее мы будем развивать руки ребенка, тем дольше ребенок не будет тереть глаза. Как снизить и отсрочить появление стереотипных движений? Развивайте руки ребенка с самого рождения-прикосновения к вашему телу, тактильные поверхности, интересные для рук игрушки- вкладывание- показ как играть- развитие активного обследования.
Сделайте жакет Лили Нильсен – и руки автоматически в поисках интересного места для изучения на теле найдет интересные предметы на жакете. Если ребенок держит руки в глазах- отвлекайте его не словами, а дайте в руки предмет- покажите как играть- обследуйте вместе с ребенком- заинтересуйте этим предметом. Если в одной руке держит игрушку, а второй все равно лезет в глаза – дайте большую игрушку, которую можно удержать только двумя руками.
Кружится и раскачивается? так ребенок вестибулярная система ребенка получает информацию пространственном положении тела и частей тела, а ребенок – новые ощущения. Разнообразьте движения ребенка - бег, зарядка, игра в мяч, поднятие детских гантелей, хождение по мягкой поверхности и пр.
Эти советы не искоренят все навязчивые движения, так как, честно говоря, они есть у нас у всех, но называем мы их «плохие привычки», но наши усилия помогут развить у детей другие виды деятельности, снизить частоту проявлений стереотипий, и ребенок узнает, как можно самому контролировать свои «плохие» привычки.
#навязчивыедвижения#стереотипии