НА ПУТИ К БРАЙЛЮ
Брайль - это основа грамотности незрячего человека. Брайль- это как кириллица для зрячих людей: не будет плоскопечатного шрифта- не будет образованного человека, не будет Брайля - не будет образованного незрячего человека.
Незрячие дети начинают изучать Брайль в школе в первом классе- сначала учатся писать, потом читать. Обычно письмо дети постигают быстрее. Писать легче, так как происходит запоминание на уровне руки - рука помнит, какую точку или сочетание точки накалывать и часто можно забыть как пишется буква, и вспомнит уже рука.
Читать сложнее - если мы зрячие люди читаем глазами и "путь" который проделывает картинка, получаемая от глаз до отдела мозга, который обрабатывает эту информацию, относительно небольшой; то незрячие люди читают руками - и путь от кончиков пальцев до мозга намного длиннее. Руки незрячего человека, его пальцы и чувствительность - вот истинное чудо и сверхспособности, а не обостренный слух, обоняние и прочее- развить и слух, и обоняние может любой из нас, но научиться читать кончиками пальцами быстро, легко, естественно могут только незрячие люди.
Научить незрячего ребенка читать не просто, именно потому, что для нас- зрячих людей-Брайль это новое и непонятное и мы часто не уделяем должного внимания развитию той сферы, которая так важна для незрячего человека и для его обучения. Это развитие осязания и мелкой моторики. Руки для слепого человека - это как для нас глаза. Как обычный ребенок изучает все через глаза, слепой ребенок должен получить окружающие предметы в руки и изучить предметы. Чем меньше ребенок интересуется окружающими его предметами, чем меньше интересуется предметным миром, тем сложнее будет научить его читать.
Итак, чтение...несколько важных замечаний:
1) Брайлевская буква может быть только строго определенного размера. Размер брайлевской буквы един для всех алфавитов (в России даже есть ГОСТ). Буква рельефно-точечного шрифта ложится под палец и ее опознание происходит одномоментно - ее запоминает подушечка пальца.
2) При чтении пальцы скользят по буквам, не задерживаясь. Палец не анализирует как именно располагаются точки в той или иной букве. "Первая, вторая, пятая точка"- "вверх-низ"-эти понятия мы употребляем только когда учимся ПИСАТЬ буквы.
3) Обучение Брайлю начинается в школе и только в школе! Есть система обучения чтению и письму на Брайле, она сложилась давно и учитывает особенности незрячих людей и на ней строится обучение в школах. Мы, тифлопедагоги в детских садах, развиваем чувствительность пальцев, читаем рисунки, знакомим с грифелем- учим произвольно накалывать точки, накалываем по линейкам разные дорожки, создаем контуры предметов, рисуем орнаменты в приборе, показываем буквы, НО НЕ учим читать и писать по Брайлю каким бы гениальным не был ребенок. Обучение чтению и письму - это прерогатива школы. Научить можно и раньше, но ребенку придется переучиваться.
4) Разборная азбука=брайлевская колодка - это не пособие для обучения Брайлю!!! На колодке мы НЕ выкладываем буквы. С помощью колодки мы развиваем мелкую моторику, учим ориентироваться в ограниченной плоскости, выкладываем узоры и пр.(для чтения Рекомендации по работе с брайлевской колодкой)
Если ребенок готовится к школе, интересуется книжками, тактильными картинками, как с пользой разнообразить его игры и занятия? Ниже приведены книги, пособия, ссылки на пособия, которые развивают чувствительность пальцев, готовят руки к чтению рельефно-точечных букв:
в этих книгах много практических советов и рекомендаций по составлению тренажеров, которые помогут детям в добукварный период.
Рагимова "Использование тифлоприборов при обучении Брайлю" (преодоление ошибок)
#обучение #брайль #детскийсад #школа #колодка