суббота, 27 февраля 2021 г.

ВОЙНА ТОЧЕК

Масштаб усилий направленных на то, чтобы научить незрячих людей читать и писать, становится ясен и понятен, когда углубляешься в данную тему и понимаешь, что до возникновения шрифта Брайля было испробованы всевозможные шрифты и написание букв, которые помогали слепым людям и читать, и писать - узнавать и делиться информацией. 

В 1824 году Луи Брайль изобрел универсальный шрифт, который играет ключевую роль в образовании и вопросах равноправия незрячих людей. Шрифт Брайля стал настоящим прорывом, так как в в отличии от предыдущих систем рельефных букв, Брайль можно использовать и для письма и для чтения. Однако и после гениального изобретения Луи Брайля не попытки модифицировать и улучшить шрифты для незрячих людей не прекратились. Одним из таких явлений и стала Война Точек, развернувшаяся в Америке, когда между собой начали конкурировать шрифт Брайля и New York Point



New York Point, шрифт, изобретенный спустя 48 лет после шрифта Луи Брайля (1868-1918)
 - это система тактильного письма для слепых, похожая на шрифт Брайля,  изобретенная Уильямом Беллом Уэйтом (1839–1916), преподавателем Нью-Йоркского института образования для слепых . По сути- New York Point это модификация шрифта Брайля - система использовала от одной до четырех пар точек, установленных рядом, каждая из которых содержала одну или две точки. (Буквы от одной до четырех пар, каждая из которых состоит из двух точек, будут выглядеть так :: ⟩ ⟨ :: ⟩ ⟨ ::: ⟩ ⟨ :::: ⟩.) Наиболее распространенные буквы пишутся с наименьшим количеством точек, также используется стратегия конкурирующим американским шрифтом Брайля .

Заглавные буквы в New York Point были громоздкими, каждая была шириной в четыре точки, поэтому обычно не использовались. Аналогичным образом, дефис и апостроф шириной в четыре точки обычно опускались. Когда использовались заглавные буквы, дефисы или апострофы, они иногда вызывали проблемы с разборчивостью, и отдельный знак заглавной буквы никогда не согласовывался. По словам Хелен Келлер , это вызывало проблемы с грамотностью среди слепых детей и было одним из главных аргументов против New York Point и в пользу одного из алфавитов Брайля.

New York Point конкурировал с американским алфавитом Брайля, который состоял из фиксированных ячеек шириной два и три пункта в высоту. Книги, написанные рельефным алфавитом, например шрифтом Брайля, довольно громоздки, и система из двух горизонтальных точек в New York Point была преимуществом по сравнению с тремя линиями, необходимыми для шрифта Брайля; принцип написания наиболее распространенных букв с наименьшим количеством точек был аналогичным преимуществом New York Point и американского шрифта Брайля перед английским шрифтом Брайля .

Уэйт защищал Нью-Йоркскую систему как более логичную, чем американский или английский алфавиты Брайля, и эти три шрифта соревновались в так называемой войне точек . Примерно в 1916 году соглашение остановилось на английском шрифте Брайля, стандартизированном с порядком букв французского шрифта Брайля, главным образом из-за лучшей пунктуации по сравнению с New York Point, скорости чтения шрифта Брайля, большого количества письменных материалов, доступных на английском языке Брайля по сравнению с американским шрифтом Брайля, и международная доступность осуществляется в французском алфавитном порядке.

Уэйт также изобрел "Kleidograph", пишущую машинку с двенадцатью клавишами для тиснения New York Point на бумаге, и «Stereograph» для создания металлических пластин, которые будут использоваться в печати.


Фото шрифта New York Point

Все виды шрифтов Брайля 

"Немецкая история русского Брайля"

#шрифтбрайля#брайль#войнаточек

среда, 17 февраля 2021 г.

ЦИРКУЛЬ для незрячих учеников

Незрячие дети постигают геометрию и черчение в тех же объемах, что и их зрячие сверстники и в своей учебной деятельности используют чертежные приборы и приспособления, разработанные и адаптированные специально с учетом особенностей незрячих людей (об этом я писала в посте). 

Основоположником работы в данном направлении является Семевский Николай Анатольевич.
Н.А. Семевский разработал методику преподавания рельефного черчения и рельефного рисования в школах для слепых, составил альбомы рельефных чертежей и схем, сконструировал тифлографические приборы и все инструменты и принадлежности к ним. Благодаря научным разработкам Н.А. Семевского Министерство посвящения РСФСР в 1954 – 1955 г. ввело в учебный план школ для слепых детей новый предмет тифлографику (рельефное черчение и рельефное рисование)

Всё об истории грифеля для слепых учеников, какие они бывают, где купить и как использовать читайте в статье "Циркуль для незрячего ученика"

 #обучение#школа#геометрия#циркуль#тифлографика

вторник, 16 февраля 2021 г.

БУДНИ ТИФЛОПЕДАГОГА

За время нахождения в детском саду скапливается много рисунков и работ детей. В конце года мы их собираем и передаем родителям. А что с рисунками делать дальше? Точно сохранить! Вариант 1 - Берем файл, разрезаем вдоль длиной и короткой стороны, чтобы файл открывался как тетрадь. Приклеиваем рисунок к файлу на двусторонний скотч так, чтобы другая сторона файла закрывала рисунок и подшиваем в папку с кольцами. Таким образом сохраняем рисунок, и незрячий ребенок может сам рассматривать свои рисунки-мы так и делали. 

Вариант 2- купить разноцветные рамки и вставить в них рисунки (на фото я наклеила листы цветной бумаги, чтобы заклеить пустое пространство). Такой рисунок может стать и украшением интерьера, и подарком. Смотрится очень красиво, особенно абстрактное рисование наших детей😉

Как рисуют незрячие дети читайте "Незрячий ребёнок рисует"

#творчество#рисование

Вопросы диагностики уровня развития незрячих детей и  выбор целевых ориентиров развития   с учетом возраста, индивидуальных особенностей, особенностей развития  тотально слепого ребенка и тотально слепого ребенка с ТМНР 

Презентация 


#слепойребенок#диагностика#детскийсад

суббота, 13 февраля 2021 г.

среда, 10 февраля 2021 г.

 МАГАЗИНЫ - где купить?

Много раз отвечаю на вопросы, где купить тот или иной товар для незрячего человека, начиная от игрушек, заканчивая бытовыми приспособлениями. Много лет назад я собирала уже ссылки и их можно посмотреть на странице моего сайта "Полезные ссылки-Товары"

ИГРУШКИ - особенных, специальных игрушек для незрячих детей нет. Наши слепые дети играют в те же игры и игрушки, что и все. Единственное, стоит обращать внимание - насколько игрушка будет интересна незрячему ребенку и полезна. Так как для незрячих детей основа развития это руки, слух, моторика- то и игрушки должны быть те, которые развивают руки (осязание), то есть интересные для рук с разной тактильной поверхностью, разные по весу, размеру; слух - естественные шумы или дающие ребенку возможность самому произвести звук; моторику - помогающие в ходьбе, передвижении. Таких игрушек много, но есть и те, которые надо адаптировать, то есть сделать интересными и доступными для слепого ребенка, например, подписать по Брайлю. Разные виды игрушек, с которыми играл мой слепой сын вы можете посмотреть на странице "Наши Игры и Игрушки"

Вот несколько магазинов, игрушки которых наиболее интересны для наших детей: Mysensorium  

КНИГИ - с книгами для незрячих сложнее, так как незрячие люди читают по Брайлю, а книг по Брайлю издается мало, но есть издательства, которые выпускают и продают книги и пособия для слепых людей: ЛогосВос (Пособия Логос), Издательство "Чтение"Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС) Репро

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ - специализированные магазины (начиная от дешевых): ТифлаВос (производители колодки по брайлю, грифелей, транспортиров, линеек и других товаров) КРИ "Контакт"

Семицветик (работают с западными поставщиками, много интересных товаров, владельцы магазина незрячие люди, поэтому  выбору товаров подходят серьезно)

Тифлоцентр "Вертикаль" товары для обучения по приемлемым ценам, а также свои разработки- игры, игрушки для незрячих людей, наклейки, оборудование для детских садов. Обзор товаров здесь

Бумага, тетради по ссылке

Контакт-ВОСДоступная среда - цены намного выше 

Для обучения в старшей школе, Вузе ЭлитаГрупп

БЫТОВЫЕ ТОВАРЫ можно купить в магазинах, но как и с игрушками, специальных товаров не так много и полезное можно найти в обычных магазинах.

Также множество уникальных товаров можно найти в зарубежных магазинах: FutureАidsAPH

Идеи для подарков можно посмотреть здесь, также иногда интересные товары появляются на авито

#магазин#магазины#грифель#товары#книги#подарки#школа

 БУДНИ ТИФЛОПЕДАГОГА

Как стимулировать речь незрячего ребенка?

Развитие речи незрячего ребенка происходит по тем же закономерностям, что и у зрячего ребенка. Наличие тяжелого нарушения зрения может привести к особенностям речевого поведения и общения, но сроки возникновения первого гуления, слов будет совпадать со зрячим ребенком или чуть-чуть задерживаться. Если в три года незрячий ребенок не произносит первые слова-эти повод посмотреть на ситуацию с точки зрения дополнительного нарушения и обратиться к специалистам не ища причины исключительно в слепоте малыша.

Что стимулирует общение? 👉искреннее, иногда гипербализировано-эмоциональное общение с малышом-ребенок, не видя, должен слышать и слова, и эмоции, и чувства
 👉тактильный контакт (обнимания, покачивания, телесные/народные игры)
👉руки это речь-чем лучше развиты пальчики-ладонь-тем гармоничнее развитие речи (массаж пальчиков, вкладывание тактильных материалов и игрушек, работа и игра ручек=терапия руки)👉аудиосказки-телевизор-детские песни-НЕТ!!! ТОЛЬКО живое общение, иначе уход ребенка в себя и процветание эхолалии
👉игрушки с возможностью записи своего голоса и прослушивания-могут заинтересовать ребенка и стимулировать к разговору (у нас был вот такой-как на картинке-телефончик с возможностью записи/ воспроизведения)

👉из новоуслышанного и проанализированного 👉Зоя-Сова-не для незрячих детей ибо уход в музыку, быстрый темп, неготовность ребенка к занятиям с карточками
👉Томатис-усиленная из вне стимуляция мозга -я всегда осторожно отношусь и предпочту стимуляцию мозга естественными способами через терапию руки и живое общение. Для детей с аутизмом может быть, для незрячих детей вряд ли, особенно с признаками аутизма нет.

Есть незрячие дети, которые не начинают говорить или которые перестают говорить - это тоже важно вовремя заметить и, не бросая работу по развитию осязания и общения, учить другим способам общения и ребенка, и родителей, и окружающих

Часто родители первоклассников сталкиваются с трудностями, особенно, когда ребенок начинает изучать Брайль и часто помочь ребенку может и логопед, имеющий опыт работы с незрячими первоклассниками. Если вы столкнулись с такими проблемами, советую читать блог  "Логопедия для незрячих"=Tactile Speech Factory

#речь#школа#обучение#развитие

понедельник, 8 февраля 2021 г.

ТЕЛЕФОН...

Я люблю телефон - старый, дисковый...
Для развития незрячего ребенка такой телефон таит множество возможностей.

  • развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев - выставить один пальчик и вставить его в отверстие с цифрой
  • сила пальцев -"набрать" номер- прокрутить одну цифру.
  • развитие слухового внимания- длинный и короткий звук циферблата в зависимости от набираемой цифры и длинный/короткий гудок при ожидании ответа
  • нажатие рычажка, на которой лежит трубка
  • согласованная работа двух рук, удержание предметов- поднять/положить трубку, правильно ее расположить, поднести к уху
  • социальные навыки- разговор по телефону, правила разговора-начинать/заканчивать разговор, задавать/отвечать на вопросы
  • провод- если закручен спиралькой- его можно растянуть

У нас был и дисковый и кнопочный и сейчас сенсорный
Кнопочный стационарный телефон я тоже специально выбирала- это был телефон Русь, который проговаривал все кнопки, на которые нажимаешь, когда набираешь номер. У телефона мы проводили уйму времени, ловили номера, где стояли автоответчики, запоминали, набирали.
На любом кнопочном телефоне цифры располагаются в строго определенном порядке и зная это, мы учим и ребенка, формируя и закрепляя навык ориентировки от определенной цифры- цифра "5" всегда с рисочкой или осязаемой точкой и от неё начинаем ориентироваться пальчиком - справа (6)- слева (4), над (2), под (8), верхний правый угол (3), нижний левый угол (7) и т.д. Это помогает и в дальнейшем, так как принцип расположения цифр на клавиатуре телефона совпадает везде, например, в банкоматах.

Далее мы перешли на кнопочные смартфоны - и не испытывая трудности в наборе номера, научились набирать и текстовые сообщения, нажимая на одну клавишу до тех пор, пока не появлялась нужная буква- начинали с обычных не озвученных телефонов.

Ну а потом появились сенсорные телефоны... и к ним наши дети подошли во всеоружии 😎. Да, почти в каждом сенсорном телефоне есть настройки универсального доступа и сообщения можно проговорить, прослушать, номера набрать с помощью голосового помощника. Сейчас даже представить трудно, то было время, когда универсальный доступ был только у айфона...

Поэтому, пройдя через все "терни", наши дети стали универсалами и ловят удивленные взгляды, когда набирают вручную номер или сообщение на абсолютно темном экране телефоне быстро и легко перемещая пальцы. Для меня это до сих пор похоже на магию, но истоки этого мастерства я знаю

#обучение#развитие#телефон

 БУДНИ ТИФЛОПЕДАГОГА

предъявляйте ребенку игрушки на ограниченной плоскости, так ребенок «не потеряет» игрушку, сможет легко ее найти, научится класть предметы на определенное место. 
Также научиться новым действиям будет легче, например, катать мяч. 
Незрячему ребёнку очень важно, чтобы его игрушки не скатывались со стола. 
Купить стол с ограничителями трудновато. Можно купить ленту для утепления окон и приклеить её к столу-получится бортик

 #обучение#развитие#стол

 БУДНИ ТИФЛОПЕДАГОГА

После занятий мы вытираем руки салфетками. Сам процесс вытирания рук становится частью развития и мелкой моторики, и пространственной ориентировки, усвоения гигиенических правил. 
Ведь как обычно происходит? Ребенок испачкался, мы достаем салфетку и вытираем ребенка - участие самого малыша минимально, а между тем, элементарные с нашей точки зрения действия не так очевидны для слепого ребенка, но очень важны для его развития.
Я всегда использую одну и ту же упаковку влажных салфеток: после занятия я напоминаю ребенку, что надо протереть руки, предлагаю ребенку найти упаковку на столе (по звуку), потом найти крышку-открыть ее-найти окошко с салфетками-захватить салфетку и вытянуть-взять в правую руку-протереть тыльную сторону левой руки-перевернуть ладошкой вверх-вытереть ладошку; далее повторить для вытирания правой руки-положить грязную салфетку в маленькую урну-закрыть упаковку. И так с каждым ребенком вне независимости от его уровня компетентности, с оказанием необходимой поддержки. 

#обучение#развитие#сбо

БУДНИ ТИФЛОПЕДАГОГА 

Используйте прием «рука-на-руке», чтобы побудить ребенка прикоснуться к предмету, который вызывает опаску у ребенка. 

В работе с детьми есть приемы «рука-в-руке» и «рука-на-руке». В моей практике самый действенный первый прием - («рука-в-руке») его я использую в 99,9 % случаев с незрячими детьми -именно так получается познакомить ребенка и с новым предметом, и показать, как с этим предметом обращаться/играть. Чем старше становится ребенок и чем больше повышается его компетентность, тем поддержка уменьшается. 

Бытует мнение, что этот прием может снижать активность ребенка и более предпочтителен второй способ «рука-на-руке».
Проанализировав опыт и практику использования приема «рука-на-руке» из разных источников, поняла, что прием «рука-на-руке» корнями уходит в работу со зрячими детьми-ребенок может бояться прикасаться к определенному предмету и часто ни рассказы, ни мультфильмы не могут убедить малыша потрогать новый предмет, тогда на помощь приходит взрослый, который демонстрирует, что прикосновения совсем не страшны и даже интересны и ребенок «прикасается» к игрушке через руку взрослого.
Сегодня я впервые использовала этот прием, НО при работе с ребенком, у которого есть хороший остаток зрения.

Для незрячих детей остается способ «рука-в-руке», в более старшем возрасте «рука-на -руке» как один из вариантов научения при условии наличия мотивации у незрячего человека. 

 #тифлопедагог##обучение#развитие

суббота, 6 февраля 2021 г.

"МОЙ РЕБЕНОК СЧИТАЕТ ДО СТА!"

Часто родители незрячих детей при вопросе «Умеет ли ваш ребенок считать?», отвечают утвердительно и гордо «Он считает до ста!» и тогда становится понятным, что ребенок не владеет счетом... Какой же счёт считается основным для слепого ребёнка и как научить незрячего ребёнка считать? Читайте в статье "Математика и незрячий ребёнок"

Pinterest

#математика#обучение#развитие